В настоящее время Fortnite лидирует в соперничестве со своим главным конкурентом Playerunknown`s Battlegrounds. В феврале её игровой доход увеличился до 126 млн долларов и стал выше чем у PUBG, даже несмотря на free-to-play модель распространения. Однако эта битва может скоро закончиться.
Разработчики PlayerUnknown’s Battlegrounds из PUBG Corporation подали иск к Epic Games в Южной Корее из-за нарушения авторских прав. Компания утверждает, что Fortnite предоставляет тот же игровой опыт, что и детище Брендана Грина.
Стоит помнить, что Battle Royale — это игровой режим, берущий основу от одноимённого японского фильма, где правительство заставляет группу подростков сражаться до смерти. Голодные игры — это еще один, более современный взгляд на жанр.
В начале, игры данной тематики появились в качестве модификаций популярных тайтлов, таких как Minecraft и ARMA 2, а PlayerUnknown’s Battlegrounds стала первым автономным проектом. По задумке, 100 игроков десантируются в обширную область, полную оружия, брони и различной экипировки. По мере того, как поле боя сужается, пользователи должны сражаться до последнего выжившего.
По словам Лизы Космас Хэнсон, аналитика видеоигр из Niko Partners, Battle Royale — это самый быстрорастущий жанр в отрасли, который, как ожидается, продолжит развиваться долгие годы.
«Китай является одним из рынков, который охватывает Niko Partners и на него приходится почти половина мирового рынка компьютерных игр. На нём доход от игр Battle Royale должен почти удвоиться в 2018 году, по сравнению с 2017 годом», — сказала Косма Хэнсон. «Даже в 2022 году мы ожидаем, что выручка все равно будет расти».
Именно потому, что Battle royale генерирует большой доход, а Epic Games удерживает PUBG от господства на рынке и был подан этот иск. Нельзя отрицать, что Fortnite — это по сути та же игра, только в другой стилистике, поэтому у PUBG Corporation действительно есть шанс на победу в суде. И если она победит, то какое это влияние окажет на отрасль видеоигр?
Станет ли PUBG последним выжившим?
Хоть у PUBG Corporation и есть шанс, но по словам Константина Лобова, старшего юриста Harbottle & Lewis он очень низок. Компания должна будет доказать, что какая-либо часть Fortnite была скопирована с действительно авторского произведения.
«Законы каждой страны несколько отличаются друг от друга, но успех или неудача в деле подобного типа, как правило, зависит от того, может ли то, что якобы было скопировано, быть связано с конкретным, действующим авторским правом. Если то, что было принято, носит абстрактный характер, претензию о нарушении авторских прав будет сложнее доказать».
Проблема не в том, что исходный код PlayerUnknown’s или графическая часть были скопированы / изменены каким-либо образом без разрешения PUBG Corp, а в том, что Fortnite «повторяет опыт» Battlegrounds, как сказала студия в прошлом году.
Это означает, PUBG Corporation фактически ищет способ монополизировать рынок жанра Battle Royale. По словам Алекса Тутти, начальника отдела компьютерных игр в ведущей медиа-юридической фирме Sheridans, если у компании нет конкретных доказательств того, что их интеллектуальная собственность была украдена, шансов выиграть такое разбирательство нет.
«Весь жанр не защищен (по крайней мере, по английскому законодательству), поэтому заявления о «повторении опыта» вряд ли преуспеют в нарушении авторских прав. Позволить защитить целый жанр — это задушить конкуренцию и пустить всё под откос. Есть определенные способы, которыми могут быть представлены игры, и как PUBG, так и Fortnite, все они являются частью более широкого жанра шутеров, поэтому для любого из них претендовать на то, что они владеют исключительными правами, невозможно».
В ответ на это, Константин Лобов из Harbottle & Lewis, выразил согласие со словами: «Ситуация еще более усложняется фактом, что основной цикл игрового процесса, так называемый формат Battle Royale, существовал в культуре задолго до того, как одна из этих игр стала успешной, что делает менее вероятной защиту в суде».
Какие ещё аргументы использует PUBG Corp в своей «Королевской битве»?
Id Software не владеет жанром шутера от первого лица и создала Doom, Nintendo не может подавать в суд на каждого разработчика, который сделал 3D-платформер с момента выпуска Super Mario 64. И PUBG Corporation должна будет полагаться на сочетание других юридических аргументов, таких как нарушение товарных знаков и дизайна, или недобросовестную конкуренцию.
Я не юрист, но учитывая, что Epic Games взяла популярную игру за 900 рублей, переработала ее и выпустила бесплатно, наверняка будет битва для последнего.
«Можно было бы утверждать, что изначально PUBG имела больше игроков. Но это кажется анекдотичным, что многие геймеры переключились на Fortnite, поскольку у пользователей очень разные взгляды и восприятие, поэтому каждый предпочитает определённые игры», — выразила мнение Космас Хэнсон.
Но исследования, проведенные Newzoo, показывают, что 35% предпочитающих жанр Battle Royale теперь играют исключительно в Fortnite. Всего 25% исключительно в PUBG. И по мнению компании, более значительная доля рынка Fortnite вероятно связана с тем, что игра бесплатна для всех.
Мне кажется, именно вопрос о том, является ли это недобросовестной конкуренцией и будет в итоге решать корейская правовая система.
Влияние на индустрию
Согласно порталу Games Radar, если дело пойдет в пользу PUBG Corporation, то потенциальное наказание может варьироваться от разового штрафа, основанного на сумме доходов Fortnite в Южной Корее, до приказа закрыть проект в стране. Кроме того, Epic Games может быть вынуждена платить PUBG лицензионный сбор или авторские гонорары, чтобы продолжать использовать активы компании.
Принудительное закрытие Fortnite кажется маловероятным. Это решение вызвало бы большой резонанс в игровом сообществе, учитывая, что 35% почитателей жанра играют в неё. Согласно Тутти, если в Корее решат, что Epic Games нарушила законы об авторском праве, то скорее всего суды других стран могут придти к аналогичному выводу. В дальнейшем, этот прецедент, несомненно, убедит других разработчиков предъявлять подобные претензии против своих конкурентов и тогда нас действительно будет ждать Battle Royale среди игровых компаний.
Аналитик SuperData Реджи МакКим сказал порталу Verdict: «Прецедент, в котором PUBG Corp победит будет крайне вредным для отрасли. Если у издателей игр есть монополии на жанры или определенную механику, которые делают этот жанр уникальным, то, например, бесчисленные шутеры от первого лица будут подвергнуты судебным искам из-за их сходства друг с другом».
На самом деле, это, похоже, не тот результат, которого ожидает PUBG Corporation. Вероятно он служит предупреждающим выстрелом как для Epic Games, так и для других разработчиков о том, что PUBG не сдастся без боя, поскольку интерес к жанру растет.
«Bluehole явно обеспокоена Fortnite и её успехом, поэтому предпринимает шаги для защиты своего положения. Хотя претензии по защите авторских прав на первый взгляд не выглядят слишком многообещающими, это может быть хорошим тактическим шагом предупредить Epic, что компания пристально наблюдает за ней». — сказал Тутти.
Также, это может служить сдерживающим фактором для других издателей, желающих пересечь территорию PUBG. Судя по всему, их сейчас немало: DICE планирует добавить подобный режим в Battlefield 5, аналогичным образом поступает и Treyarch со своей Call of Duty: Black Ops 4. Ещё появились слухи о Королевской битве в Counter Strike: Global Offensive, Overwatch и даже в одной из самых ожидаемых игр 2018 года Red Dead Redemption 2.
Большинство этих новостей — просто слухи. Однако, похоже, что тот, кто решит посягнуть на территорию PUBG, будет встречен с той же враждебностью, что и Epic.
«Решение в пользу PUBG, безусловно, может заставить разработчиков остановиться и внимательно посмотреть, что они могут делать, и не слишком ли оно похоже на другие игры, которые уже есть на рынке», — сказала Косма Хэнсон.
Независимо от того, что PUBG Corp будет делать, маловероятно, что это окажет сильное давление на большое количество издателей, ведь жанр Battle Royale является самым быстрорастущим и ни одна компания не захочет упустить свою долю добычи.