Расследование, которое проводили американские журналисты вокруг Дональда Трампа для обнаружения его связи с Россией, приобрело неожиданный поворот. Не найдя доказательств против действующего президента США, они взялись за его адвоката Майкла Коэна и выяснили, что компания Columbus Nova отправила ему полмиллиона долларов.
Ранее стало известно, что Columbus Nova была включена в список дочерних предприятий компании Renova, находящейся под управлением российского олигарха Виктора Вексельберга. До этого мы писали, что его активы оказались заморожены из-за санкций США. Columbus Nova утверждает, что Вексельберг не играл никакой роли в сделке, но точного подтверждения этому нет.
Перемещение денег оказалось не единственным, чем занималась компания Вексельберга последние несколько лет. Согласно ранним пресс-релизам, интервью и заявлениям на веб-сайте Daybreak, Columbus также приобрела создателей Everquest в 2015 году, однако стоимость до сих пор держится в секрете.
Что интересно, так это постоянное отрицание Daybreak Company своих связей с Columbus Nova. «Была некоторая путаница в отношении владельца Daybreak и слухов о состоянии компании, которые распространилась с нескольких веб-сайтов и мы хотим сказать прямо», — говорится в недавнем заявлении на онлайн-форуме компании. «Эти слухи совершенно ложные и не имеют отношения к нашему бизнесу или играм».
Daybreak сообщает, что на самом деле компания принадлежит Джейсону Эпштейну, исполнительному директору, который недавно покинул Columbus Nova. Также Daybreak несколько дней подряд пытается стереть из интернета упоминания о своих связях с Columbus Nova, а один пользователь Wikipedia даже хотел написать, что «Джейсон Эпштейн является и всегда был основным владельцем компании Daybreak Game Company» (изменение не было принято, а на странице Википедии теперь показаны споры о собственности).
Но всё это неправда. В качестве «пруфов» о принадлежности Daybreak к Columbus можно привести официальное заявление от 2015 года о продаже компании олигарху, тогдашнюю политику конфиденциальности с упоминанием продажи, заявление юридической фирмы Fenwick & West, представляющей Daybreak при совершении сделки, сообщение президента компании порталу Polygon, пост одного из инвесторов на онлайн-форуме.
«Хотя это очевидно, но Вексельберг действительно является владельцем Daybreak», — написал Ян Уильямс из Paste Magazine. «Он почти наверняка никогда не занимался компанией лично. Он, возможно, даже не знает, что владеет ей и видел её только в отчётах время от времени. Но олигарх действительно владеет студией. И то, во что он вовлечен: нефть, сталь, теневые сделки с землей, тоже связаны с Daybreak».
Естественный вопрос, который сейчас висит над Daybreak: «Почему?». Зачем переживать хлопоты, пытаясь пройти через три года слухов и претензий, особенно, когда всё очевидно? Одно из объяснений состоит в том, что учитывая недавнее попадание Вексельберга в список санкций США, любое лицо, связанное с его портфелем, внезапно подвергается риску как репутационного ущерба, так и потенциальных юридических последствий. Поэтому сейчас Daybreak пытается отдалиться от владельца Renova.
Но есть еще одна возможная причина. В течение последних нескольких лет все больше внимания уделяется онлайн-играм, которые используются для перемещения денежных средств. Для примера, портал Wired провёл исследование, которое показало, что игры Daybreak специализируются на массовых, различных настройках, связанных с большим количеством игроков и транзакций, обеспечивающих премиальные возможности для отмывания денег без обнаружения властями.
«MMORPG обеспечивают легкий способ для преступников отмывать деньги», — пишет исследователь безопасности Жан-Лу Рише. «Используя виртуальные валютные системы в этих играх, преступники в одной стране могут отправлять виртуальные деньги партнерам в другой стране. Затем виртуальные средства могут быть переведены в реальные, а преступники, не оставляющие никаких следов, поскольку большей частью всё происходит законно, могут их забрать».
Один из экспертов по борьбе с коррупцией, с которым пообщался портал ThinkProgress подтвердил выводы Рише, добавив, что отмывание денег через видеоигры значительно дешевле, чем более традиционные средства очистки «грязных» купюр.