Вышедший шесть лет назад постапокалиптический градостроительный симулятор с элементами выживания Frostpunk, действие которого разворачивается в альтернативной истории с налетом стимпанка, установил высокую планку качества. Проект был не сильно масштабным, но брал неожиданными сюжетными поворотами, случайными событиями и приятным геймплеем, что принесло ему немалую популярность. Frostpunk 2, релиз которой состоялся 17 сентября, попыталась не упасть в грязь лицом перед предшественником. Получилось у неё или нет, вы узнаете в этом обзоре.
Frostpunk 2 продолжает сюжет первой части и если там мы выполняли роль Капитана, что вел людей Нью-Лондона, то здесь являемся Наместником, избранным среди народа. В качестве последнего нам дозволяется управлять стройкой различных районов, исследованием технологий, выбором, куда отправить экспедиции и самое главное — вести политику.
На политику в игре делается большой упор. Умерший капитан оставил наследие в виде зачатков демократии, где несколько фракций, таких как Нью-Лондонцы и другие, ведут ожесточенную борьбу за власть. У каждой есть свои постулаты и их можно принимать, чтобы определять развитие города и возвышать ту или иную фракцию. К примеру, ранее названные Нью-Лондонцы всеми руками за изучение технологий и принятие законов, что не отличаются признаками гуманизма и так далее.
Фракции в начале каждой игры не фиксированы и иногда, вместо уже знакомых, появляются совершенно новые, пускай и малочисленные. Если вам импонируют их цели, то возможно увеличение численности стороны, путем нужного выбора в случайных событиях или принятия законов, что ей нравятся. Еще можно увеличить фракциям финансирование или наоборот, начать репрессии, что даст дополнительное положительное или негативное отношение.
Слишком высокое восхваление фракций позволит выбрать временные бонусы от них, к примеру, увеличение дохода тепломарок на душу населения, что используются для исследований или поощрения фракций, тогда как плохое отношение породит митинги и даже терроризм. Если вы не желаете балансировать между несколькими сторонами, то бремя правителя можно сгладить, продвигая не только законы от фракций, но и самостоятельно выбирая направление, если не хватает тех или иных ресурсов, не получается увеличить благосостояние населения и так далее.
Также разрешается расширять свою власть, однако для этого нужно постараться. Выдвигая, к примеру, на голосование проект тайной полиции наместника, потребуется более 62 положительных голосов от всех фракций из 72-80, тогда как для принятия обычного закона, нужно всего 52. Если отношения с представителями фракций низкие, то расширить свою власть не получится.
Качество жизни тоже влияет на население и фракции, как увеличивая производительность и доходы, так и преступность с терактами, если наместник не справляется со своими обязанностями. Здесь авторы филигранно вплели в игру все аспекты и как итог: города ощущаются живыми, но в то же время, без нашего управления, все легко пойдет под откос.
Строительство, как и большинство функций в игре, интуитивно понятно. Для того, чтобы отправить экспедицию, необходимо построить на специальной точке Логистический район, для добычи ресурсов — Добывающий район. Жилой район отвечает за жилье, и рекомендуется ставить его недалеко от Пищевого района или генератора, дабы снизить заболеваемость и смертность от холода. Промышленные районы устанавливаются где угодно и производят модули или товары.
Каждый район может увеличивать как благосостояние населения, так и “разруху”. Последняя негативно влияет на увеличение населения, заболеваемость и уменьшает износостойкость зданий, заставляя постоянно тратить модули на ремонт.
Ресурсов в игре немного: нефть, пар и уголь — топливо для генератора, тепломарки для исследований и поощрения фракций, морозные отряды (зависят от количества логистических районов), что отвечают за изучение окружающих земель, модули генераторов для строительства уникальных зданий из последних веток технологий. Дополнительно присутствуют материалы (дерево и металл вместе), модули для строительства и ремонта зданий, пища.
Отдельно хочется отметить изучение земель. На окружающих территориях можно наткнуться на безумных людей-каннибалов, новые точки ресурсов, которые при помощи исследований можно сделать неисчерпаемыми, торговые поселения и даже заброшенные города. Решение восстанавливать их или нет полностью влияет на сюжет.
Я бы добавил, что восстановление заброшенного города увеличивает сложность, ибо последний будет забирать все ресурсы от остальных логистических точек и может породить мощнейший раскол во фракциях. Так, буквально за несколько недель внутриигрового времени у меня возникли террористы, что почти разрушили разрушили мой прогресс за 4 сюжетные главы. Пришлось делать несколько рестартов, дабы выправить ситуацию в свою пользу.
Что касается самой сложности игры, то перед началом можно с ней определиться, выправив ползунки сложности экономики, политики и другие, как вам будет угодно, или выбрав одну из четырех стандартных сложностей. На первой и второй играется вполне комфортно (для хардкорной игры), даже если вы не знакомы с подобными стратегиями.
Обсудив все плюсы проекта, также хочется упомянуть о минусах. Порой, складывалось ощущение, что расход ресурсов или отношение фракций как-то забагованы. Даже когда ресурсы находятся в состоянии прибытка, их трата осуществлялась быстрее и накопления периодически сводились к нулю. Еще все фракции постепенно начинали меня ненавидеть, даже если я выделял одну и выносил на голосование только её законы или поднимал ей финансирование, что оказалось очень неприятным. Других минусов замечено не было. Игра отлично оптимизирована и одно наслаждение наблюдать за гладким игровым процессом.
Минусов у Frostpunk 2 действительно очень мало, тогда как плюсов в избытке. Игра затягивает с первых минут и порой даже разрываешься, чем заняться в этой удивительной стратегии: распланировать усиление своей власти, заняться расширением территории, изучением окружающей местности, улучшить жизнь колоний и так далее. Большинство решений не успеваешь принять, как игра подкидывает новые проблемы или мотивацию к другим свершениям, заставляя не останавливаться на достигнутом. Не получилось только оценить поддержку модов, но после выхода, уверен, она только добавит плюсов этой и без того прекрасной игре.