Помимо оглашения подробностей закрытого альфа-тестирования и закрытого бета-тестирования русской версии Lost Ark, локализаторы в прямом эфире ответили на множество вопросов от пользователей. Для вашего удобства портал MMO13.ru составил текстовую версию этой сессии вопросов и ответов.
Игроки из России и Европы хотят играть на серверах с ежемесячной подпиской. Не пора ли провести опрос в группе в преддверии альфа- и бета-тестов и заодно протестировать работу сервера, чтобы избежать фиаско, как это было у ваших коллег по цеху?
Каких именно?
Начинается на Б, заканчивается на О. Слово из трех букв.
Кажется, чтобы избежать их фиаско, проще всего не анонсировать такой сервер, да? (смеется). Окей, спасибо за вопрос. Отвечу следующим образом. Мы неоднократно от комьюнити получали вопросы такого рода. У народа есть желание играть с подпиской, или, по крайней мере, люди так говорят. Мы на полном серьезе рассматривали запуск Lost Ark в России по модели Pay-to-Play — всех серверов, а не только одного какого-то выделенного — и обсуждали этот вопрос с разработчиками. К сожалению, это потребует дополнительной модификации игры и еще сильнее отложит запуск Lost Ark в России, поэтому все основные сервера на ОБТ будут Free-to-Play. Что будет дальше — посмотрим.
17-го числа в игру были добавлены питомцы. Сможем ли мы увидеть их на ОБТ в нашей версии и будет ли там Ассасин?
Ассасина не будет. На альфе и ЗБТ, как уже было сказано, будут представлены 12 классов, которые сейчас указаны на сайте. В настоящее время мы обсуждаем с разработчиками вопрос о том, сколько и какие классы будут доступны во время ОБТ. К сожалению, пока не готов на это ответить. Ближе к дате ОБТ дадим больше деталей. Что касается Lance Master и двух новых ассасинов, с высокой долей вероятности их не будет на ОБТ. И вопрос о питомцах. К сожалению, мы пока не успели детально изучить этот контент. Я не вижу никакой причины, почему бы он не появился у нас. Однако точно так же, как и новые классы, возможно, это произойдет в одном из апдейтов, которые мы установим после старта ОБТ.
Как будет работать аукцион?
Насколько я знаю от разработчиков, аукцион в Lost Ark межсерверный. Мы полностью скопируем настройки с корейских серверов, то есть, соответственно, будет бит и не будет процентного снятия при продаже, если речь идет про аукцион за голду, а не X-Change кристаллов и голды.
За последние два месяца была неприятная ситуация, связанная с корейским сервером. Да, мы все ее прекрасно знаем. И от вас было очень мало фидбека. Ситуация вывела все комьюнити из себя, но ответы дали сами игроки, которые сейчас находятся в Корее. Ответы разумные, адекватные и с которыми в принципе можно продолжать играть. И хотелось бы, чтобы от вас все-таки было больше вот этой отдачи. А вопрос заключается в том, что будет ли она? Потому что объяснение дали игроки, к сожалению — не вы. Хотелось бы от вас услышать, чтобы все успокоились и не было такого. Ну, скажем, те люди, которые играют в Корее и играли, они разобрались в ситуации. Хотелось бы, чтобы было взаимодействие [с комьюнити].
Мы, на самом деле, вместе с вами и со всеми игроками следили за ситуацией в Корее. Мы сразу увидели все волнение, читали треды, конечно же, и начали все это обсуждать подробно с разработчиками. Нам нужно было время, чтобы, во-первых, понять как это действительно работает, а не поддаваться всеобщей панике, а во-вторых, обсудить, как это будет реализовано нашей версии.
Тут есть важная деталь. Tier 3 шмот, который был выпущен вместе с материком Йорн, он точно не войдет в контент ОБТ на старте. У нас еще есть время для того, чтобы детально проанализировать фидбек игроков и обсудить причины ввода этого контента с разработчиками, потому что, как отмечали многие игроки, которые играли на Корее, этот контент — возможность продавать предметы для усиления Tier 3 шмота на аукционе, был введен не только и не столько ради того, чтобы добавить дополнительную мотивацию покупать кристаллы и конвертировать их в голду и, тем самым, голду — в power, но также и для того, чтобы вывести из игры накопившееся и просто обесценивающееся золото. Нам нужно детальнее понять, в какой ситуации были корейские серверы в момент введения этого апдейта и, кроме того, на момент, когда мы будем готовы устанавливать этот контент на наши серверы, у нас будет более полное понимание, какая ситуация с экономикой у нас.
Важно заметить, что сами корейские разработчики у себя на территории вводили эту систему, грубо говоря, в тестовом режиме, и они сами следят за ситуацией и отзывами игроков. Возможно, когда этот контент подъедет к нам, они сами уже внесут какие-то изменения, поэтому поживем — увидим.
Сейчас что-нибудь ясно по поводу анти-чита, который будет использоваться у нас?
У нас будет интегрирована система защиты MRAC (Mail.ru Anti-Cheat). Кроме того, мы будем использовать те серверные решения, которые использует Smilegate.
Есть ли возможность получить ключи на ЗБТ для гильдий?
Да, такая возможность будет. Мы незадолго до дат закрытого бета-тестирования начнем рассылать ключи активным гильдиям, которые заинтересованы в Lost Ark, и другим активным игрокам. Чтобы повысить шанс получить ключ, пожалуйста, свяжитесь с нашими комьюнити-менеджерами, расскажите, какие у вас планы на Lost Ark.
С какой скоростью русские серверы будут догонять корейские?
Мы будем ориентироваться на скорость поглощения контента — условно, 20-25% активных игроков. Чтобы не давать самым активным скучать без контента. Скорее всего, альфу и ЗБТ мы будем проводить на основе июньской версии. Соответственно, довольно много контента уже будет включено в этот апдейт, но будет недоступным — просто разработчики его для нас заблокируют. Это именно тот контент, который планируется для нескольких обновлений. Он не будет требовать большой работы команды локализации, то есть он будет уже частично переведен, его предстоит отредактировать в реалиях той информации, которую мы получим, пока вы будете играть после релиза. Поэтому единственное, чем мы будем ограничены — это скорость поглощения контента активными игроками. Про какую-то конкретную частоту обновлений сказать пока тяжелом, поскольку это будет зависеть от вас. Но, естественно, у нас есть данные с Кореи и мы ориентируемся на апдейты иногда — раз в две недели, иногда — раз в месяц.
В демо-версии был момент со скиллом барда. Там были слова на корейском языке. Скажите, пожалуйста, это была случайность, и нам можно не ожидать подобного, или это систематическая ошибка?
Если вы помните, клиент демо-версии весил столько же, сколько полный клиент Lost Ark — порядка 30 ГБ. В нем на самом деле находился весь контент всей игры. Просто основная его часть была модифицирована, была перенесена точка создания персонажа, многие настройки, была доступна только одна зона, один данж и PvP-арена. Соответственно, к моменту запуска демо-версии все тексты игры, которые содержались в клиенте просто физически не могли быть переведены на русский, даже если без редактуры, поэтому в том лонгпаке, который лежал в клиенте игры, естественно, была смесь русских и корейских текстов, и часть корейских текстов в итоге вылезла в интерфейсе. Почему она вылезла? Да, это наша и разработчиков недоработка, поскольку мы не заметили, что тексты, описывающие скиллы, непосредственно, в табе персонажа и в табе наблюдения в PvP — это разные строки в клиенте.
Понятно, что сейчас мы уже готовимся локализовать полную версию игры, мы переводим весь объем текста, который у нас есть. Будущие тесты как раз призваны для того, чтобы вы проверили качество локализации, влезает ли текст в интерфейсе — это как раз мы будем просматривать на альфе и ЗБТ, и к ОБТ мы хотим выпустить качественную продукцию.
То есть, во время альфа-теста такая ошибка теоретически может повториться?
В теории, может быть, поэтому мы и собираем баг-репорты.
По ожиданиям нашего отдела локализации, мы успеем перевести (не отредактировать, но перевести) все тексты в клиенте игры, однако альфа-тест для того и нужен, чтобы, возможно, найти неудачные места, которые мы не заметили и недоперевели.
Касательно локализации игры. Первым пунктом на всех этих инфографиках у вас есть пункт «Изучение игры». Что именно изучаете?
У нас есть отдел тестирования, который плотно сотрудничает с командой локализации проекта. Это сотрудники, которые одновременно играют и в корейскую версию игры, естественно с англофикатором, и в русскую, которая самая актуальная и стоит на наших серверах. Они сравнивают контент, изучают цепочку основных квестов, изучают данжи, просто играют в игру, так же как и обычные игроки, и узнают, что там вообще есть. Это наши самые главные игровые эксперты.
В MMORPG очень сложная структура квестов. Там часто есть зависимости, и нам важно все их понимать и отслеживать, чтобы внезапно один NPC не превратился в другого в другом квесте. Это все нужно изучать подробно.
Как стать «активным пользователем»?
Чтобы стать им, общаться в наших социальных сетях, комментировать, принимать участие в конкурсах, приходить на эти встречи, с нами общаться.
Для нас очень важно знать, что вы на самом деле думаете. Пожалуйста, оставляйте ваши комментарии, связывайтесь с нашими комьюнити-менеджерами, рассказывайте, какие у вас ожидания от Lost Ark.
Как мы все знаем, альфа и ЗБТ сейчас воспринимаются не как тестирование, а «просто пойти быстрее поиграть в игру». Планируете ли вы как-нибудь стимулировать игроков писать больше баг-репортов, например, какими-нибудь наградами?
У нас не будет массовой раздачи призов просто за участие, однако мы готовы поощрять активных репортеров багов, ошибок игры, каких-нибудь уязвимостей. Естественно, мы готовы обсудить с разработчиками приятные награды.
Как вы знаете, в Украине Mail.ru заблокирован. Будет ли какая-то возможность играть игрокам с Украины в эту игру?
Вы спокойно сможете играть через Игровой Цента. Там предусмотрена такая возможность.
Будет ли в НРД добавлен эксклюзивный питомец?
Мы пока еще не знаем, будет ли введен этот контент на ОБТ, поэтому мы не можем добавлять его сейчас в наборы. Но не так давно в наборах появился уникальный маунт, который был разработан специально для русскоязычой версии. Посмотрите, мы старались!
Но это не единственный контент, который разработчики готовы делать для нас.
Гильдейского контента очень мало, и поэтому гильдии не могут себя реализовать. Будет ли вводиться еще, и если да, то какой?
Я недавно задавал этот вопрос разработчикам. Они, к сожалению, пока не готовы поделиться своими планами из роад-мапа относительно гильдий. Однако мы, естественно, слышим ваши запросы, понимаем, что для российского и СНГ комьюнити это важно. Мы регулярно общаемся с разработчиками и просим их поднять приоритет этого контента. Что касается гильдейского контента в нашей версии, то его не будет на самом старте игры, потому что мы хотим чтобы вы сконцентрировались в первую очередь на развитии вашего персонажа. Однако этот контент подъедет с одним из первых обновлений.
Дело в том, что GvG имеются определенные проблемы с просадкой FPS. Знают ли об этих проблемах разработчики и планируют ли их как-то решать?
Честно говоря, разработчики не всегда делятся с полным списком проблем, которые им репортят корейские игроки. И, естественно, об этой проблеме мы с ними не говорили. Спасибо, что сказали. Обязательно зададим этот вопрос.
Будут ли внутриигровые праздничные ивенты?
Мы сейчас как раз обсуждаем этот вопрос с разработчиками. Мы отправили им список национальных праздников, которые популярны в России и СНГ, какие у них есть планы по введению ивентов. У них есть свои небольшие ивентовые активности, такие как полевой босс, некоторые острова, которые мы, естественно, локализуем и будем готовы запускать под важные даты. Возможно, это произойдет не в 2019 году, но к 2020 году мы хотим запускать какие-то ивенты с, возможно, уникальными наградами.
Сейчас ни одна игра не обходится без боевого пропуска. Будет ли он в Lost Ark?
Пока мы сосредоточены на подготовке к ОБТ. Понятно, что когда все игроки насытятся стартовым контентом, мы будем придумывать какие-то дополнительные активности. Будет ли это боевой пропуск — еще не знаем.
Кто будет определять состав магазина после релиза: корейские разработчики или издатель?
В целом, состав магазина определяет Mail.ru Group, брэнд MY.GAMES. Как это происходит на ОБТ (дальше мы не заглядывали): мы взяли список контента, который доступен в июньском билде, того, что разработчики когда-либо продавали у себя в магазине, исключили некоторые товары, такие как ускоренная прокачка персонажа до 50 уровня, поскольку в начале это будет, очевидно, не актуально, контент, относящийся к T-3 шмоту, которого у нас, как я уже сказал, тоже не будет, и снизили цены.
Если я, к примеру, не очень люблю людей и не хочу с ними играть, какой будет контент для меня?
Здесь вам будет чем заняться. На самом деле тут огромный сюжет, куча соло-активностей. Приходите, у нас тут много таких, которые не любят с людьми общаться (смеется).
Мы проводили опрос среди аудитории Lost Ark. Действительно, довольно много игроков предпочитают играть в соло. В Lost Ark очень мощная сюжетка, очень интересные завязки историй персонажей, которые перетекают из одной сцены в другую, развивают как персонажей, так и второстепенных NPC, с которыми персонаж встречается по мере прохождения сюжетки. Также довольно большое количество данжей, по крайней мере до капа, предусматривают соло-режим, который вы также можете пройти.
Что будет с RMT? Будет ли она у нас законна или незаконна? Насколько я знаю, у вас есть какой-то сервис, который позволяет полулегально все это через вас все это продавать.
Почему полулегально? У нас все легально! (смеется)
Ну, для меня RMT до сих пор не легальна по умолчанию.
Я, так понимаю, вы говорите про LootDog? Про этот сервис?
Да-да-да!
Да, действительно, у нас есть такой сервис. Там сейчас представлены товары из некоторых игр. Пока, по крайней мере на старте ОБТ, Lost Ark не будет интегрирован в этот сервис, потому что мы еще должны посмотреть на экономику игры и какие товары там можно выкладывать. Мы сейчас видим, большая часть товаров в Lost Ark сейчас привязана, поэтому их сложно кому-то еще. Но в будущем, возможно, я не знаю, мы интегрируем Lost Ark во все сервисы экосистемы MY.GAMES.
На самом деле, подобная интеграция потребует дополнительной разработки со стороны Smilegate, поэтому нам в первую очередь предстоит обсудить и рассказать им про эту систему в целом, и, естественно, это будет не к ОБТ. Будем держать вас в курсе.
То есть RMT на старте у нас не легально?
Да.
На старте у Smilegate была проблема с серверами. Очереди. Мы все «любим» очереди. Знаем, прошли через многое в других проектах. Прекрасно помним закрытие серверов. В частности, когда собиралось определенное количество людей в кластере, закрывали сервер в ArcheAge, и люди продолжали там играть. Получалась неприятная вещь, такая как в простонародье называется «болото». Соответственно, притока новых игроков нет, идет застой. У нас в России, в общем как и у многих комьюнити, принято делать градацию серверов. Один сервер считается основной, туда идут топовые кланы. Будут ли у нас названия серверов или будут просто «Сервер 1», «Сервер 2», чтобы в принципе не было всего этого потока на один конкретный сервер, чтобы пришлось его закрывать. Будет ли закрытие сервера, когда полностью закроется кластер? И если количество станет превышать и вы откроете большое количество серверов, будет ли такое же, что сейчас происходит на Корее? На прошлой неделе количество серверов было уменьшено. То есть, они закрывали кластеры и объединяли серверы.
Давайте я начну с конца. Наша цель состоит в том, чтобы балансировать между отсутствием очередей и пустующими серверами. Для этого у нас, естественно, есть отдел аналитики, который, так сказать, предсказывает количество игроков, которые придут к нам на старте. Из этого формируется понимание, сколько к нам придут в первый месяц, в первую неделю, в первый день, какой будет пик онлайна. Кроме того, именно для этого мы проводим нагрузочное тестирование на ЗБТ, потому что именно в зависимости от того, как наша серверная с инфраструктура будет держать онлайн, будет зависеть количество серверов, которые нам необходимо поднять. Естественно, у нас будет запасное железо, которое мы готовы вступить в бой, как только увидим, что запущенное не справляется. Что касается первых двух вопросов, мне кажется, что это все-таки вопрос на обсуждение с вами, поэтому если хотите, отвечайте в комментариях, давайте обсудим, как вы хотите.
Расскажите, насколько плотные отношения у вас с корейцами и насколько вы можете влиять на то, что нам «пихают»? Осознаете ли вы, как продюсер, что мы, как русское комьюнити, «захаваем» все?
Очень интересные вопросы. По моему опыту работы с MMORPG-проектами не всегда и даже не большая часть ру-комьюнити готово «хавать» все. Поэтому все-таки в голове хочется держать определенную определенную планку, определенный фильтр. Для этого, в том числе, мы общаемся с вами, чтобы понимать, какие у вас потребности, запросы, что, так сказать, вы хотите увидеть, и исходя из этого внутреннего понимания, в том числе у меня в голове и в голове каждого из членов команды мы будем фильтровать тот контент, который нам предоставляют разработчики.
И насколько вы можете влиять?
Мы можем влиять. Это будет потенциально не очень хорошо ими воспринято, но мы можем ультимативно отказаться от какого-то контента. Это, естественно, будет стоить нам каких-то поинтов репутации. Это довольно сложная внутренняя история, которая связана как с контрактом, который я, к сожалению, не могу озвучивать, так и с какими-то человеческими отношениями, которые у нас сложились, когда они приезжали к нам, мы ездили к ним. Но сейчас у нас довольно плодотворно идет обсуждение контента. На прошлой неделе мы очень хорошо и подробно обсудили контент альфы и ЗБТ, некий стартовый план. И я приведу пример: не так давно я попросил разработчиков поменять награду за пролог, который, ну, знаете, в Корее — это заячьи ушки. Наверное, не очень хорошо может быть воспринято СНГ-комьюнити. Они сказали, что выберут что-то другое.
Будет ли возможность попасть в команду тестирования нового контента?
Если под командой подразумевается участие в альфе и ЗБТ, то мы про это уже рассказали. Если речь идет про тестирование новых апдейтов, то теоретически такая возможность есть, но нам нужно чуть детальнее спланировать наши процессы тестирования с отделом тестирования, понять насколько и какие части игры мы готовы покрывать своими силами, где нам потребуется помощь и, возможно (есть такой опыт), наберем внешнюю команду помощников тестирования.
Мы все любим PvP, и вопрос следующий. Планирует ли Mail.ru как-то поддерживать PvP-активность? В плане проведения, возможно, каких-то регулярных небольших, а может и больших турниров. Потому что действительно много спрашивают, потому что есть опытные игроки, которые хотели бы, возможно, как-то в этом плане развиваться.
Да, мы хотим делать турниры. Нам тоже это очень интересно.
С какого момента можно будет стримить игру?
Альфа-версию уже можно будет стримить.
Что вам не нравится в Lost Ark? И будь вы разработчиком, что бы вы изменили?
Давайте я отвечу честно. Пожалуйста, не нарезайте это на гифки. Но мое первое впечатление от Lost Ark, что это очередная корейская «коридорка». В процессе работы с игрой, на самом деле, это впечатление изменилось. Дело в том, что я в свое время провел довольно много времени MU Online и некая схожесть навевала грусть при мысле о Lost Ark. Однако, на самом деле, игра поразила динамикой персонажей и объемом разнообразного контента. То есть это не просто бегаешь, бьешь монстров, но и множество активностей, которые можно делать в промежутке между этим. Что бы я изменил? Ну, скорее всего, я бы добавил осады, если техническая реализация это позволяет.
Будет ли увеличение лимита участников гильдии? Насколько я знаю, сейчас этот лимит — 30.
Насколько я знаю, сейчас в Корее есть возможность прокачивать гильдию, участвуя в GvG-активностях, тем самым увеличивая этот лимит до 50. Если и этого окажется мало, то мы готовы обсуждать с разработчиками изменения этой цифры. По идее это не должно быть технически сложно.
Будут ли расширять разрешения на игру дальше, чем СНГ?
Наша договоренность со Smilegate — это территория СНГ. Никаких других договоренностей пока что не достигнуто.
Кого-то может сейчас не хватает в команде Lost Ark? Кто-то еще нужен из профессиональных сотрудников?
Я вас понял (смеется). Вопрос хороший. Смотрите, пожалуйста, headhunter.ru, mail.ru, my.games. Естественно, проекты там не указаны, но, я думаю, если вы пройдете отбор, то сможете рассказать о своем пожелании относительно проекта для работы.
А что по донат-шопу?
Мне кажется, я уже частично ответил на этот вопрос. Могу пока что говорить про контент, который будет продаваться на старте ОБТ. Как я уже говорил, мы взяли список контента, который в принципе когда-либо продавался в магазине Кореи, убрали некоторые предметы, снизили цены. Все.
Будет ли вводиться Pay-to-Win контент, которого нет на корейских серверах?
В настоящий момент таких планов нет. Я могу чуть расширить ответ. Возможно, вы знаете, что монетизация корейских серверов проходит не только за счет внутриигрового магазина, но еще у них есть система, называемая Psy-Cafe. Вообще, культура в Корее подразумевает желание некоторых молодых людей играть в онлайн-игры не из дома, как это принято у нас в СНГ, а из компьютерных клубов. Ну, как в 90-е, только чуть более цивилизованно. Эту особенность корейские игры активно монетизируют. Для нас система Psy-Cafe не очень актуальна, поэтому в настоящий момент мы обсуждаем с разработчиками не просто ее отключение, а некоторое изменение под привычный нам премиум-аккаунт, но, как я уже говорил, с некоторым фильтром. Мы стремимся к тому, чтобы это не было Pay-to-Win. Как только будет какая-то дополнительная информация относительно контента, цен и так далее мы, естественно, ее опубликуем.
Те, кто играли на Корее, знают, что у игры ограничение 18+. С чем связаны изменения данного ограничения для нашего региона?
Действительно, в настоящее время мы поставили на сайте 12+. Мы обсуждали вопрос с разработчиками. Я, к сожалению, детали рассказать не могу, поскольку не знаю, насколько они секретные в плане сотрудничества именно со Smilegate.
В Корее немного другие возрастные цензоры и другие требования к игрокам.
Как долго будут продаваться НРД и будет ли возможность улучшения НРД после закрытия продаж?
НРД мы планируем продавать до старта ОБТ. Возможности улучшения, естественно, не будет, как только начнется ранний доступ.
Будет ли система уравнения на аренах или будет введена какая-то дополнительная арена? Будет ли поддержка геймпада в игре?
Насколько я знаю, поддержки геймпада нет и в корейском клиенте. И под нас такую особенность разрабатывать мы пока что не запрашивали. Скорее всего, она появится сначала на Корее, а потом перетянется на наши серверы. Что касается первого вопроса, то буквально сегодня я обсуждал с разработчиками, какие изменения в контексте Т-3 шмота были сделаны в плане балансирвки персонажей в PvP. Они сказали, что часть изменений они уже внесли в игру. Как они сказали, хотят изменить формулу, но, к сожалению, деталей я сейчас сказать не могу.
А что насчет подбора по силе снаряжения?
К сожалению, пока детально не обсуждали систему подбора противников. У нас MMR-система подъедет только со стартом ОБТ и к этому времени я рассчитываю обсудить это с разработчиками.
"Будет ли вводиться Pay-to-Win контент, которого нет на корейских серверах?
В настоящий момент таких планов нет." ясно, расходимся ребят.
Как только вы это сделаете играть будете сами.Игра не на том уровне что бы за нее как за вов платить каждый месяц.
И так та посмотрев стримы с обт что было желание играть не вызвало совсем,слешер какой та блин и реальная китайщина чувствуется во всем.
Жаль, что нет Pay to Play...
Вывод? А я не могу тут сделать вывод. Лично у меня недостаточно информации и знаний в данной области, чтобы иметь широкое видение ситуации, трендов и понимания возможного роста или развития.
И да, каждый лохализатор говорит, что это не так, но мы то знаем...
Та же ерунда с серверами, они мол соответствуют требованиям, только вот минимальным требованиям - отсюда и всем известные проблемы.