Четырнадцатого ноября состоялся релиз Fallout 76 от компании Bethesda. Не будучи фанатом «старой школы Fallout», как не являясь и сторонником «новодела» от Bethesda (предпочитаю серию TES), я наиграл сотни часов в различные онлайн «выживалки», поэтому задача изучить и написать обзор на Fallout 76 выпала именно мне — чтобы отсечь фанатизм и посмотреть на игру нейтрально. Такой подход показался редакции оптимальным, учитывая происходящее вокруг Fallout 76.
Знакомое начало
Первым делом нас кидает на случайный сервер с 24-мя другими игроками. На данный момент нет возможности выбрать PvP и PvE сервер. Редактор персонажа лучше большинства подобных игр, но для игравших в Fallout 4 тут нет ничего нового. Скажу так: создать привлекательного героя можно (у ранних игр от Bethesda с этим были проблемы). В то же время, отсутствие поддержки модов не позволит вам получить то, что можно было выжать из Skyrim и Fallout 4. К слову, голым мужиком с камнем в руках побегать не получится — это вам в Conan Exiles. Зато можно менять внешность где и когда угодно, даже смена пола «на ходу» — не проблема.
После создания мы появляемся в бомбоубежище, где жили после ядерной войны в течении 25 лет. Согласно сюжету, смотрительница открыла выход и покинула убежище (что должна была сделать в любом случае, поскольку электричество, питание и вода перестанут поступать со временем (так запрограммировано). Осмотрев бункер и найдя журнал с первым заданием, мы отправляемся на её поиски, попутно выживая на просторах постапокалиптической Западной Вирджинии.
Формат тела на характеристики никак не влияет
Геймплей и удобство
Управление и интерфейс неудобны. Первым делом приходится менять назначение клавиш. Вид от третьего лица добавлен лишь для осмотра героя. Сражаться в нём очень некомфортно, да и анимации ужасны.
В бою всё происходит медленно, от выстрела до спринта нужно ждать 2 секунды, поэтому уклоняться от ударов монстров невозможно. Необходимо использовать баги с препятствиями (мобы в них застревают) и возвышенности, а также узкие укрытия, куда монстры не пролезут. Простой пример: я убил босса 28-го уровня будучи 8-м, удачно встав на возвышенность, где он меня видит, но не может стрелять. Враги порой многочисленны и после первого выстрела сбегаются со всей округи. Стрелять удобно лишь с полуавтоматического или автоматического оружия. Снайперские винтовки практически бесполезны, поскольку не позволяют быстро убить врага и он вместе со своими агрессивно настроенными друзьями всё равно вас достанет.
Имеется изменившаяся система V.A.T.S., активировав которую клавишей Q и израсходовав очки выносливости можно вести автоматическую стрельбу с определённым шансом попадания по отдельным частям тела противников. Жаль, но ей почти не пользуешься, поскольку после активации стоишь на месте и остаёшься без выносливости.
Опять же, практически ничего нового для игравших в Fallout 4 и Skyrim, но для онлайн игры такие недоработки выглядят куда более критично.
Супермутант-громила-тупица
Для вызова инвентаря, просмотра квестов, характеристик персонажа и навыков используется старый добрый Пип-бой. Это персональный мини-компьютер на руке персонажа, призванный облегчить жизнь героя. Человеку, привыкшему к классическому большому интерфейсу приходится разбираться в куче маленьких вкладок и любой вызов инвентаря превращается в долгий поиск еды, воды и нужного окошка.
Видимо, реализовано это исключительно для фанатов, но никак не для новичков мира Fallout. То же касается и терминалов, которые разбросаны повсюду и призваны выдавать квесты. Их экраны неудобны и вызывают раздражение. Радует лишь то, что можно сменить вид на более привычный, однако количество вкладок и их размер не изменятся.
Выживание
Первым делом стоит обратить внимание на потребности, за которыми необходимо следить. Это радиация, еда и вода. Радиация напрямую зависит от двух других, ведь чем больше пьёшь и ешь (после ядерной войны всё радиоактивно), тем сильнее действует радиация. А она, в свою очередь, напрямую влияет на показатель очков здоровья. В дальнейшем, повысив уровень, нужды и потребности можно свести к минимуму, выбрав соответствующие навыки.
Мэр этого города — компьютер
Выйдя из убежища можно отправиться на выполнение миссий или действовать по классической схеме — строить (строительство также перекочевало сюда из Fallout 4), качаться, воевать в клане или в одиночку. Но даже если вы решите делать задания, вероятность встретить на пути других игроков высока, особенно в «злачных» местах для фарма.
По достижении пятого уровня включается открытое PvP и каждый встречный пытается вас убить. Убийства игроков происходят на каждом шагу самыми разными способами, а звук выстрелов, слышный за несколько километров, всегда настораживает. Конечно, пристрелить любого сразу не выйдет, поскольку действует интересная система: урон наносится слабо, если не ведётся ответный огонь. Только совершив ответный выстрел включается режим дуэли. Но после смерти в PvP можно нажать клавишу отомстить, после чего вы будете сразу наносить полный урон обидчику.
Альтруист Bully выдал мне начальные оружие и экипировку, хотя я просто пробегал мимо
Порой про эту систему забываешь и по инерции стреляешь в ответ. Не стоит расписывать, что происходит, если противник выше уровнем. К счастью, штрафами за гибель от других игроков и мобов являются лишь ресурсы для строительства базы, которые остаются на месте трупа.
Разработчики говорили о штрафах за добивание, например, если пользователь бил мобов и остался с низким хп, а его добили. В таком случае убийца подсвечивается на карте красной звездой с обозначенной наградой за голову в виде крышечек. Другие игроки могут напасть на него с полным уроном. За 20 с лишним часов я ни разу не заметил на карте ничего подобного и не могу сказать, насколько это весело.
В целом, сражаться в PvP довольно неудобно из-за неотзывчивой боевой системы, поэтому оно кажется скучноватым.
Силовая броня выглядит мощно
Групповой контент
Для удобства все игроки подсвечены на карте точками и их можно сразу приглашать в группы. Объединившись в «пати» до четырёх человек выживать становится заметно легче. К тому же это позволяет вести войны и участвовать в случайных групповых событиях. Исследовать мир (и делиться лутом) также интереснее вместе.
Что немаловажно, только в группе можно запустить ядерные ракеты, шахты с которыми разбросаны по всей карте. Добыв зашифрованные фрагменты и разгадав их, а затем найдя ключ-карту, пользователи могут запустить ракету с ядерной боеголовкой, оставляющую радиацию на месте падения. Это увеличивает силу мобов и качество добываемого с них лута в регионе. На месте падения появляется Королева Зверожогов — эндгейм босс, набитый добычей. Все постройки в месте взрыва разрушаются. Игроки, находящиеся в зоне поражения ракеты, получают предупреждение и могут выбраться из под удара за отведенное время.
К сожалению, всё хорошее когда-нибудь заканчивается. И если в Conan или ARK вести войны и исследовать мир интересно, то скудный контент Fallout 76 (PvP в компании 4-х человек, отсутствие подземелий и т.д.) быстро наскучивает.
Найти группу можно легко
Прокачка
С каждым новым уровнем появляется возможность прокачать характеристики, называемые в игре SPECIAL. Всего их семь: Сила, Восприятие, Выносливость, Харизма, Интеллект, Ловкость и Удача. По мере прокачки атрибутов возрастает и количество перков-карточек, которые можно на него применить. Перки выдаются наборами после каждого уровня и, в свою очередь, влияют на все составляющие игры: от шанса выпадения лута до урона по противникам. Их тоже можно прокачать путём объединения одинаковых. Из интересных особенностей стоит отметить возможность делиться перками с другими игроками. Такого я точно нигде не встречал.
Количество звёзд показывает уровень перка
Крафт
Один из самых больших плюсов в игре. Он обширен и включает боеприпасы, зелья, еду, оружие и броню. Всё создаётся и распыляется на специальных верстаках, плитах и котлах, которые разбросаны по всему миру. Не совсем понятно, как, спустя 25 лет после ядерной войны, на заброшенной базе или в аэропорту можно подойти к любому набору инструментов и сразу начать создавать. Котлы всегда горят, газ везде есть, даже водопровод не повреждён и всюду имеется электричество. Если в том же Conan Exiles или Rust придаётся хоть какое-то значение реализму (создаём верстаки сами), то Fallout в этом плане более аркаден. Что касается ингредиентов, то они бывают как редкие, так и легкодоступные. Причём за редкими нужно идти за тридевять земель.
Исследование мира
Карта в игре большая, перемещаться быстро нельзя, путешествие проходит только пешком. Выносливость на начальных этапах очень быстро заканчивается, но благодаря багам с лагами иногда можно бегать бесконечно. Присутствуют различные биомы: от лесов и пустынь до болот и токсичных долин. В каждой господствуют уникальные мутанты разного уровня, с которых набивается опыт и экипировка. Скалирования, как в других играх Bethesda, нет, а потому я был вынужден по несколько минут искать мобов равного или более высокого уровня, поскольку за низкоуровневых существ дают мало опыта. Некоторые из них находятся лишь в закрытых помещениях, вход в которые осуществляется с загрузкой.
Радует большой уровень интерактивности, из-за чего периодически появляется интерес к исследованию мира. Можно поиграть на музыкальных инструментах, посидеть в кресле или на диване рядом с трупом, попивая любимый бурбон. Причём делая это мы можем получить дополнительные положительные эффекты.
После пятого километра я начал сомневаться, выдержит ли её сердце...
На кого рассчитано?
После сотен часов, проведенных в Rust, Conan Exiles, ARK: Survival Evolved и Dark and Light, Fallout 76 выглядит блекло. Боевая система, неудобные меню, отсутствие эндгейм-контента как такового, скучное PvP с 24-мя игроками на огромной карте. Складывается впечатление, что это эксперимент, к которому забыли приклеить ярлык ранний доступ.
Возможно, поддержка модов, которая появится через несколько месяцев, изменит ситуацию. Моды — серьезный аргумент, позволявший на протяжении многих лет доводить до ума игры Bethesda. Но есть вопросы. Сможет ли игра продержаться эти несколько месяцев? Привлечет ли мод-сообщество?
На данный момент Fallout 76 привлекает лишь сеттингом, красивым миром и отличным саундтреком. В остальном — это посредственный Survival, рассчитанный непонятно на кого. Будущее у игры есть, но с оговорками. Для раскрытия потенциала Bethesda предстоит выполнить много работы по созданию контента и завлечению мод-сообщества.