Прежде чем погрузиться в детальный разбор Roadcraft, стоит сделать пару важных оговорок. Во-первых, мой опыт с играми Saber Interactive про покорение бездорожья, такими как Snowrunner, Madrunner или Expeditions: A MudRunner Game, до этого момента был нулевым. Roadcraft привлек внимание именно наличием элементов песочницы или даже в какой-то мере градостроительного симулятора, так что не удивляйтесь, если я буду хвалить или ругать привычные для многих вещи. Во-вторых, все часы, проведенные в игре, прошли исключительно в кооперативном режиме. Соответственно, мои впечатления и выводы будут базироваться именно на опыте совместного прохождения. Разобравшись с этими вводными, приступим к обзору.
Одной из первых приятных моментов в Roadcraft стал, собственно говоря, сам мультиплеер. Подключение к сессии друга происходит без лишних сложностей, а важным плюсом является возможность для присоединившихся игроков скопировать весь достигнутый прогресс в свой собственный мир при выходе. Это избавляет от необходимости начинать все сначала, если вы решите продолжить в одиночку или захотите стать хостом. В игре присутствуют и публичные лобби, однако, учитывая специфику игрового процесса, ориентированного на координацию и долгосрочное планирование, их полезность для меня осталась под вопросом. Кажется, что Roadcraft раскрывается именно в компании знакомых людей, готовых к совместным испытаниям.
Разработчики не пошли по пути упрощения, и это чувствуется с первых минут. Управление техникой и различными механизмами здесь по-хорошему сложное и даже, можно сказать, намеренно неудобное. Обилие кнопок и действий, за которые они отвечают, требует времени на освоение и привыкание. Забудьте об аркадном вождении — здесь каждый маневр, каждая операция требуют внимания и точности. Даже такая, казалось бы, простая задача, как погрузка длинной балки на технику при помощи крана, по началу превращается в настоящее испытание навыков и терпения. Поэтому каждое успешно выполненное действие ощущается как маленькая, но заслуженная победа.
Визуальная составляющая Roadcraft заслуживает высокой оценки. Освещение, проработка текстур окружения и техники, погодные эффекты — все выполнено на высшем уровне, создавая атмосферное и правдоподобное окружение. Физика тоже не отстает. Техника ведет себя реалистично: тяжело груженый самосвал вязнет в грязи, неосторожный поворот на склоне может привести к опрокидыванию, а сама грязь правдоподобно деформируется под колесами, оставляя глубокие колеи. Именно эта реалистичность заставляет тщательно планировать маршруты и аккуратно обращаться с дорогостоящим оборудованием. Немаловажную роль в создании атмосферы играет и звуковое сопровождение: рев моторов, скрип металла под нагрузкой, звуки работающей спецтехники — все это добавляет очков к погружению.

Roadcraft предлагает не один гигантский открытый мир, а структуру, состоящую из нескольких отдельных карт-регионов. По мере выполнения основных и побочных заданий на текущей локации, вы повышаете свой ранг. Этот ранг, в свою очередь, открывает доступ к новой, более совершенной или специализированной технике, что является основным двигателем прогрессии. Завершив ключевые задачи в одном регионе, вы получаете доступ к следующему, иногда с возможностью выбора из нескольких доступных.
Интересно, что переход на новую карту ощущается как своего рода "мягкий перезапуск". Вы начинаете осваивать новую территорию с другими условиями, новыми типами задач и вызовов. Локации действительно разнообразны как визуально, так и с точки зрения предлагаемых испытаний. Однако, несмотря на смену декораций, многие ключевые действия, такие как разведка и прокладка маршрутов, доставка материалов и неизбежное асфальтирование, будут сопровождать вас на протяжении всей игры. Такой подход, с одной стороны, не дает заскучать, постоянно подкидывая свежие пейзажи и задачи, но с другой — может несколько расстроить тех, кто ожидал строительства единой, постоянно развивающейся инфраструктуры в рамках одного большого мира.
Основной игровой процесс в Roadcraft вращается вокруг масштабных инфраструктурных проектов. Мы занимаемся прокладкой новых дорог, расчищаем завалы, укладываем асфальт, ремонтируем трубопроводы и выполняем множество других задач. Как уже упоминалось, даже при наличии некоторой автоматизации, ручного труда здесь предостаточно.
Однако тут вскрывается один существенный нюанс, который может оказаться критичным для любителей полной свободы творчества. Все ваши действия строго регламентированы и привязаны к конкретным заданиям. Вы не можете задать проложение пути там, где вам вздумается, чтобы, например, оптимизировать логистику по собственному усмотрению. Места для прокладки дорог, установки опор ЛЭП, ремонта труб и расположения всех ключевых объектов заранее определены сценарием. И хотя теоретически вы, конечно, можете вручную попытаться создать дорогу там, где ее по плану быть не должно, это начинание обречено на провал из-за игровой механики. Вам пришлось бы возить песок буквально на каждые пару метров пути, что превратит процесс в колоссальную, неоправданную трату времени и ресурсов. Таким образом, игра мягко, но настойчиво подталкивает к следованию сценарию, не оставляя реального простора для реализации собственных инженерных или дизайнерских задумок. Здесь вы являетесь лишь исполнителем четко поставленных задач.

Еще одним существенным недостатком оказался искусственный интеллект нанимаемых работников. Предполагается, что вы можете задать маршрут для техники, и она будет автономно передвигаться по ней. На практике же ИИ демонстрирует удручающую некомпетентность. Если на пути следования машины окажется другое транспортное средство или даже небольшое, легко объезжаемое препятствие вроде одинокой шины, ваш виртуальный водитель будет упорно пытаться идти напролом, пока безнадежно не застрянет. Да и даже если совершенно ничего нет на пути, бот все равно часто умудряется застопориться на ровном месте по непонятным причинам. Можно, конечно, возразить, что игрок сам виноват, не продумав маршрут до мелочей. Однако по задумке в кабине каждой машины сидит живой человек, а не бездушный робот. Почему этот «человек» не способен совершить элементарный маневр объезда, остается загадкой. Такие моменты бывают слишком часто и порой вызывают откровенное раздражение.
Игровой процесс Roadcraft временами неизбежно скатывается в рутину. Длительные перевозки, монотонные операции — все это может быстро утомить игрока-одиночку. Скорее всего, если бы я играл в соло, то быстро бы забросил свое прохождение, но кооперативный режим позволил мне задержаться дольше. Совместное преодоление трудностей, возможность распределить обязанности или объединить усилия, делают такие моменты менее скучными. Мы играли втроем, и по большей части это было достаточно весело. Однако периодически возникали ситуации, когда одному или даже двум игрокам было попросту нечем заняться. Такое случается не постоянно, но их наличие стоит отметить.

Roadcraft предлагает великолепную графику, впечатляющую физику и непростое управление техникой. Система прогрессии через ранги и переход по разным картам-регионам вносит элемент новизны и не дает расслабиться. Кооперативный режим способен превратить тяжелый труд в увлекательное совместное приключение. Однако игра требует от вас безоговорочного принятия ее правил: строго заданные сценарии строительства без возможности творческой самореализации могут оттолкнуть тех, кто ищет настоящую песочницу. Проблемный ИИ помощников добавляет головной боли, а периодическая рутина требуют немалого терпения.