За неделю до первомайских праздников многие игровые компании представили свои годовые отчеты за 2024 год и отчеты за первый квартал. Среди компаний выделяются две трагические фигуры: первая — это компания Zhongshouyou, котирующаяся на Гонконгской фондовой бирже, которая понесла огромные убытки в размере 2,08 миллиарда юаней из-за неудовлетворительных результатов своих продуктов. Другая — Perfect World, компания, привлекающая к себе значительное внимание на рынке А-акций. Именно о ней пойдет речь в данной статье, подготовленной китайским порталом gamelook.com.cn и переведенным нами на русский язык с небольшими правками.
Согласно годовому отчету за 2024 год, выручка Perfect World составила 5,57 миллиарда юаней ($764 млн), что на 28,5% меньше, чем в предыдущем году. Чистый убыток, относящийся к акционерам листинговой компании, достиг 1,288 миллиарда юаней ($178 млн), что означает падение на 361,98% по сравнению с предыдущим годом. Этот гигант в сфере клиентских игр переживает самый глубокий спад за последние несколько лет.

В прошлом году на рынке произошли структурные изменения, включая общее охлаждение сегмента MMO, в котором Perfect World ранее обладала наибольшей конкурентоспособностью. Столкнувшись со столь суровыми рыночными условиями и проблемами с финансовыми показателями, компания предприняла активные и серьезные корректировки. Например, штат был сокращен почти на треть: в прошлом году Perfect World сократила 1849 сотрудников, а это на 32% меньше по сравнению с предыдущим годом. Таким образом, каждый третий сотрудник покинул компанию.
Одновременно с этим разработка нескольких проектов была полностью прекращена. Некоторые новые игры, показавшие неудовлетворительные результаты на зарубежных тестах, также были немедленно закрыты. По ряду инвестиционных компаний было произведено обесценение гудвилла (нематериальных активов). Кинобизнес также вошел в период спада, показав чистый убыток в размере 402 миллионов юаней, относящийся к акционерам листинговой компании.
За прошедший год Perfect World также продала два своих актива: первый — в сфере кинобизнеса, продав ACA World портфель кинопроектов Universal Pictures; второй — в игровом бизнесе, продав студию Wind studio компании Scopely. Кроме того, произошли кадровые перестановки в высшем руководстве компании, а также оптимизация и сокращение офисных площадей. В результате серии столь решительных мер Perfect World пережила самый нестабильный год в своей истории.
Одновременно с годовым отчетом Perfect World опубликовала и отчет за первый квартал. Вступив в 2025 год, компания в первом квартале получила операционную выручку в размере 2,023 миллиарда юаней ($280 млн), что на 52,22% больше по сравнению с аналогичным периодом прошлого года. Чистая прибыль, относящаяся к акционерам листинговой компании, составила 302 миллиона юаней ($42 млн) — Perfect World наконец-то вышла в плюс по чистой прибыли в первом квартале, продемонстрировав рост на 1115,29% в годовом исчислении.

Благодаря этим двум отчетам мы можем ясно увидеть, как Perfect World пережила трудные времена и прошла этот долгий год.
Неудовлетворительные результаты мобильного бизнеса: Perfect World начинает масштабные преобразования
Судя по годовому отчету, становится очевидно, что проблемы Perfect World возникли на внутреннем рынке и в сегменте мобильных игр, которые составляют основную долю ее бизнеса.

Если рассматривать по отраслям, то кинобизнес не оправдал ожиданий, показав падение на 66,17%, однако его доля в общем объеме бизнеса составляет всего 6,28%. Игровой бизнес, занимающий 93% оборота, в прошлом году принес выручку в размере 5,181 миллиарда юаней ($715 млн), что также на 22,32% меньше, чем годом ранее. Если анализировать по регионам, то внутренний рынок, на долю которого приходится более 90% выручки, продемонстрировал серьезное снижение на 29,9%.
Если же смотреть по продуктам, то наибольшую долю занимают доходы от мобильных онлайн-игр — 2,552 миллиарда юаней ($352 млн), что на 37,55% меньше по сравнению с предыдущим годом. Далее следуют онлайн-игры для PC, которые в прошлом году принесли выручку в размере 2,359 миллиарда юаней ($326 млн), но при этом показали рост на 6,62% в годовом исчислении. На все более конкурентном рынке мобильных игр продукты компании не смогли достичь ожидаемых результатов, что создало серьезные проблемы для Perfect World. Это объясняет, почему в прошлом году компания закрыла многие разрабатываемые проекты или продукты, показавшие плохие результаты за рубежом.
По мнению GameLook, изменения на рынке мобильных игр за последний год характеризуются прежде всего доминированием топовых продуктов. Среди крупных компаний только Tencent показала стабильные результаты, в то время как условия выживания для других игроков на рынке мобильных игр становятся все более сложными. Кроме того, рост популярности других жанров, таких как SLG (аниме-гачи) и idle RPG, оказал давление на MMO, в которых была сильна Perfect World.
Согласно финансовому отчету, Perfect World также расширяет свои возможности в разработке и издании игр для консолей, облачных платформ и мини-игр на различных устройствах, а также продолжает углублять трансформацию на основе технологий и ИИ, активно продвигая внедрение ИИ в игровые сценарии. Кроме того, компания уже внесла изменения в линейку игр и стремится делать ставки на новые направления.
Разрабатываемые проекты и новые игры закрыты из-за неоправданных ожиданий, множество инвестиционных проектов были признаны убыточными.
Согласно финансовому отчету, выручка игрового подразделения Perfect World составила 5,181 миллиарда юаней ($715 млн), а чистый убыток, относящийся к акционерам листинговой компании, — 725 миллионов юаней ($100 млн). Убытки игрового бизнеса в 2024 году в основном обусловлены следующими причинами:
1. В отчетном периоде компания регулярно проводила оценку разрабатываемых игр. В связи с низкой ожидаемой доходностью таких проектов, как Perfect New World, «Клетка духа: Воплощение» (дунхуа), 代号Lucking и 代号新世界 (Codename: New World), было принято решение о их закрытии и соответствующей оптимизации персонала. В 2024 году суммарные убытки по ним составили около 397 миллионов юаней ($55 млн), включая расходы на разработку и компенсационные выплаты при оптимизации персонала, произведенные в отчетном периоде, а также признанные убытки от обесценения авансовых платежей по минимальным гарантированным отчислениям владельцам IP, гудвилла дочерних компаний, которым принадлежали команды разработчиков, и затрат на разработку.

2. Игры One-Punch Man: World и Million Arthur: Arcana Blood — Ring в отчетном периоде прошли через открытое бета-тестирование в некоторых регионах, и их результаты не оправдали ожиданий. В 2024 году суммарные убытки по этим проектам составили около 343 миллионов юаней ($44 млн). Сумма включает убытки, возникшие из-за того, что доходы от этих проектов не смогли покрыть затраты на разработку, маркетинг и прочее, выплаты компенсаций при оптимизации персонала, а также признанные убытки от обесценения авансовых платежей по минимальным гарантированным отчислениям владельцам IP и нематериальных активов, сформированных в процессе разработки.

3. С целью расширения своего присутствия в отрасли компания инвестировала в ряд игровых компаний, преимущественно малых и средних предприятий. В отчетном периоде из-за изменений в отраслевой среде, продуктовых стратегий и хода развития бизнеса инвестируемых компаний, многие из них показали неудовлетворительные результаты. На основании операционных данных этих компаний за 2024 год, а также с учетом анализа конкурентной среды и будущих тенденций развития, компания признала убытки от инвестиций в ассоциированные компании, убытки от обесценения долгосрочных долевых инвестиций и т.д. Суммарные чистые убытки по этим инвестициям в игровые проекты, относящиеся к акционерам листинговой компании, составили около 311 миллионов юаней ($43 млн).
4. В отчетном периоде компания сосредоточилась на долгоживущих играх, придавая большое значение долгосрочной ценности уже оперируемых игр, постоянно выпуская обновления контента и реализуя точечный маркетинг. Потоки доходов от классических клиентских игр и киберспортивных продуктов были стабильными, однако в то же время доходы от некоторых других оперируемых игр снизились, что привело к общему снижению вклада оперируемых игр в финансовые результаты по сравнению с предыдущим годом.
5. Ключевой клиентский продукт World of Jade Dynasty был запущен в открытое бета-тестирование 19 декабря 2024 года и показал хорошие результаты на рынке. Маркетинговые расходы на начальном этапе запуска новой игры были учтены в текущем периоде, в то время как платежи игроков признаются доходом постепенно, в течение жизненного цикла игрока или срока действия месячной подписки. Поскольку World of Jade Dynasty был запущен в конце отчетного периода, возникло временное несоответствие в признании доходов и расходов, что отрицательно сказалось на финансовых результатах за 2024 год. Соответствующий вклад будет постепенно отражаться в последующих отчетных периодах.
Кадровые перестановки в руководстве, сокращение почти трети персонала — сотрудники с более низким уровнем образования чаще попадали под сокращение.
22 июля 2024 года Perfect World опубликовала «Предложение об изменениях в составе высшего руководства компании», в котором упоминалось, что Сяо Хун и Лу Сяоинь ушли с постов главного исполнительного директора и содиректора соответственно, но остались в компании в качестве членов совета директоров. Совет директоров утвердил назначение Гу Лимина на должность главного исполнительного директора до истечения срока полномочий текущего состава совета директоров.
Согласно годовому отчету, кадровые перестановки в Perfect World в прошлом году затронули не только высшее руководство, но и привели к серии сокращений персонала по всей компании.
На конец 2024 года общая численность сотрудников составила 3905 человек, что на 1849 человек меньше, чем на конец 2023 года, то есть сокращение составило 32%. По мере реализации мер по оптимизации расходы компании на персонал и аренду соответственно снизились, однако из-за одновременных выплат компенсаций при оптимизации персонала и единовременных убытков, связанных с расторжением договоров аренды, общий эффект от снижения затрат в 2024 году пока не был значительным. Этот эффект проявится в последующих отчетных периодах.
В связи с корректировкой игровых проектов, Perfect World также провела оптимизацию штата разработчиков. На конец отчетного периода численность сотрудников составила 2575 человек, что на 35,51% меньше по сравнению с предыдущим годом. При этом доля разработчиков в возрасте до 30 лет увеличилась с 44% до 54%, а доля разработчиков с высшим образованием (бакалавриат и выше) выросла с 76% до 80%, что лучше соответствует будущим потребностям развития бизнеса компании.

Больше всего было сокращено сотрудников со средне-специальным образованием и ниже. Доля сокращенных магистров была самой низкой, за ними следуют бакалавры. Сотрудники с более низким уровнем образования отсеивались в первую очередь.
Продажа кинобизнеса за 1,2 миллиарда и игровой студии за 250 миллионов.
В прошлом году Perfect World также осуществила две крупные продажи. В сфере кинобизнеса в феврале 2024 года Perfect World продала активы ACA World, связанные с кинопроектами Universal Pictures, за 1,167 миллиарда юаней ($160 млн).
В игровом бизнесе активы, связанные с разрабатываемой игрой студии Wind studio, документация, компьютеры и другое офисное оборудование, а также большая часть сотрудников студии, включая основную команду, были «пакетом» проданы американской компании Scopely за $34,5 млн. Сделка была закрыта в первом квартале 2025 года и не оказала финансового влияния на текущий отчетный период.

Компания Scopely, известная как «маньяк слияний и поглощений», после того как в апреле 2023 года была приобретена Savvy Games Group за $4,9 млрд, выполняет роль «планировщика M&A» в рамках саудовского плана по созданию глобального игрового центра стоимостью $38 млрд, активно ища возможности для сделок по всему миру. В марте этого года она приобрела у Niantic весь игровой бизнес, включая Pokemon Go, за $3,5 млрд .
По официальным заявлениям Scopely, только за 2024 год они провели переговоры об инвестициях и поглощениях более чем с 800 компаниями. Perfect World и ее дочерняя компания Shanghai Perfect World подписали «Соглашение о покупке активов» со Scopely 23 декабря 2024 года. Согласно соглашению, в рамках сделки большинство сотрудников студии, включая основную команду, покинут компанию и создадут новую, отдельную фирму для разработки новых игр. Scopely инвестирует в эту новую компанию и получит миноритарный пакет акций.
Рост выручки в первом квартале и ставка на мультиплатформенные аниме-игры
Как было сказано выше, операционная выручка Perfect World составила 2,023 миллиарда юаней ($280 млн), увеличившись на 52,22% в годовом исчислении. В отчетном периоде игровой бизнес принес выручку в размере 1,418 миллиарда юаней ($196 млн), что на 10,37% больше, чем в прошлом году. В основном это связано с запуском в декабре 2024 года новой MMORPG для ПК в жанре «сянься» (китайское фэнтези) в национальном стиле — World of Jade Dynasty, доходы от которой были учтены в отчетном периоде и обеспечили прирост выручки по сравнению с предыдущим годом. Игра оказала значительное положительное влияние на финансовые показатели.

В финансовом отчете упоминается, что у клиентских игр более высокая вовлеченность пользователей, и их жизненный цикл значительно длиннее, чем у мобильных игр. В прошлом году, несмотря на резкое падение доходов от мобильного бизнеса Perfect World, бизнес клиентских игр все же сохранил рост на 6,62% в годовом исчислении.
Это не просто мнение Perfect World. На самом деле, Tencent давно уже говорила о «возрождении клиентских игр», и сейчас почти все новые проекты являются мультиплатформенными. Для листинговых компаний, особенно для крупных разработчиков с собственными R&D возможностями (научные исследования и разработки), таких как Perfect World, мультиплатформенность не только повышает рентабельность продуктов, но и продлевает их жизненный цикл.
Поэтому, хотя World of Jade Dynasty является исключительно клиентской PC-игрой, разрабатываемая Jade Dynasty 2 будет мультиплатформенной MMORPG для PC и мобильных устройств. Perfect World намерена и дальше развивать свой сильный IP Jade Dynasty как всеплатформенный продукт. Более того, Neverness to Everness выйдет на ПК, консолях и мобильных устройствах по всему миру, а новый проект Code Z также является мультиплатформенной игрой в жанре RPG с открытым миром в аниме-стилистике.
Начиная с Tower of Fantasy и продолжая Persona 5: The Phantom X, Neverness to Everness и Code Z, аниме-стилистика постепенно становится еще одним приятным сюрпризом для Perfect World после ярлыка «производителя MMO». В настоящее время, вернув себе права на издание международной версии Tower of Fantasy от Tencent и занимаясь зарубежным оперированием Persona 5: The Phantom X, компания усиливает свои возможности по глобальному изданию игр в аниме-стилистике, обеспечивая поддержку для будущего глобального мультиплатформенного релиза Neverness to Everness.

Доходы от долгоживущих киберспортивных продуктов растут, а World of Jade Dynasty принесла более 400 миллионов юаней в первый месяц.
В финансовом отчете говорится, что Perfect World сосредоточится на долгоживущих играх, поддерживая активную экосистему игроков за счет постоянного обновления игрового контента, чтобы обеспечить долгосрочную стабильную работу и противостоять усилению конкуренции на рынке существующих продуктов. Среди них — DOTA 2 и Counter-Strike 2 — стабильно развиваются, опираясь на турниры, и в первом квартале этого года их доходы выросли по сравнению с аналогичным периодом прошлого года.
В декабре 2024 года Perfect World успешно провела Чемпионат мира по Counter-Strike 2024 (Shanghai Major). Это первый случай проведения данного турнира в Азии, а его масштаб и уровень интернационализации стали рекордными за всю историю CS Major. В 2025 году компания проведет турнир мирового уровня CS Asia Championships (CAC 2025), продолжая активно создавать полноценную киберспортивную экосистему и способствуя стабильному развитию киберспортивного бизнеса.

В финансовом отчете отмечается, что в отчетном периоде игры Persona 5: The Phantom X и World of Jade Dynasty успешно прошли открытое бета-тестирование и получили хорошие отзывы от игроков.
В частности, в апреле 2024 года Persona 5: The Phantom X была запущена в открытое бета-тестирование в материковом Китае, Гонконге, Макао, Тайване и Корее, получив положительные отзывы игроков. После Tower of Fantasy эта игра стала еще одним сильным дополнением к линейке продуктов в сегменте аниме-стилистики, позволив компании накопить богатый всесторонний опыт в разработке, издании и оперировании в этом сегменте. В настоящее время компания активно продвигает планы по изданию этой игры в Японии, Европе, Америке и других зарубежных регионах.

В начале года Perfect World в квартальном прогнозе по результатам деятельности сообщила, что выручка World of Jade Dynasty за первые 30 дней с момента начала открытого бета-теста превысила 400 миллионов юаней. Как теперь подтверждается в финансовом отчете за первый квартал, эта игра действительно обеспечила компании значительный рост показателей.

В соответствии с требованиями китайских стандартов бухгалтерского учета, пользовательские платежи признаются доходом постепенно — в течение всего срока жизненного цикла игрока (или действия месячной подписки). Поскольку у клиентских для PC игр уровень удержания пользователей значительно выше, чем у мобильных проектов, жизненный цикл игроков в них также существенно дольше. Поэтому большая часть поступлений от World of Jade Dynasty будет признана как доход уже в следующих отчетных периодах, продолжая приносить прибыль.
Jade Dynasty 2 выходит на мультиплатформу, а Neverness to Everness готовится ко второму ЗБТ и международному дебюту.
В будущем Perfect World будет сосредотачиваться на двух ключевых направлениях: «MMO + X» и «карточные игры + X». Компания планирует поступательно развивать игры классических жанров, как World of Jade Dynasty, а также активно продвигать аниме-направления, включая Neverness to Everness и проект под рабочим названием Code Z, представляющий собой мультиплатформенную аниме-игру с открытым миром. При этом компания будет использовать небольшие, но прицельные инвестиции для тестирования новых точек роста.
Среди них — полноценный сиквел по IP Jade Dynasty, MMORPG Jade Dynasty 2, которая с момента первого анонса уже прошла через два масштабных этапа тестирования. Сейчас проект активно дорабатывается на основе обратной связи от игроков. У игры уже есть лицензии как на мобильную, так и на клиентскую версии, и Perfect World активно готовит ее к запуску.

В то же время куда более пристальное внимание привлекает Neverness to Everness, которая постепенно превращается в один из главных будущих хитов Perfect World.
Проект был впервые представлен в июле прошлого года. Менее чем за месяц тизер на Bilibili набрал более 8 миллионов просмотров (сейчас — уже свыше 9,8 млн), а число предрегистраций по всему миру на всех платформах превысило 2,8 миллиона за первую неделю. Когда в ноябре стартовал первый этап тестирования, только ролик с приглашением в ЗБТ на Bilibili набрал более 4,6 миллиона просмотров. Воодушевленные фанаты аниме даже «вторглись» на фондовый форум Perfect World, активно выражая свою поддержку игре.

В настоящее время команда проекта сосредоточена на реализации плана оптимизации и продолжает разработку в соответствии с будущими планами. В ближайшее время ожидается запуск нового раунда тестирования в Китае, а также первая волна международного теста. Благодаря богатому опыту команды и внутренних подразделений, накопленному на Tower of Fantasy, от Neverness to Everness ожидают значимых прорывов в аниме-жанре, расширения аудитории и успешного выхода на глобальный рынок — все это может открыть для игрового бизнеса компании новые перспективы.
Заключение
В прошлом году Perfect World серьезно пострадала от спада на внутреннем рынке мобильных игр, что привело к сильному падению доходов и погружению в кризис. Компания не стала пассивно ждать перемен, а занялась системной переработкой проектов: закрыла неэффективные и неконкурентоспособные игры, а ресурсы перераспределила в пользу более перспективных разработок.
Результат не заставил себя ждать: от стабильного роста выручки киберспортивных проектов в первом квартале до высокой вовлеченности пользователей в клиентскую World of Jade Dynasty — все это способствовало оживлению игрового бизнеса и возвращению компании к чистой прибыли. Для Perfect World, которая на протяжении года находилась под давлением и проводила болезненные реформы, это первый за долгое время луч надежды.
Также заметно, что, делая ставку на мультиплатформенные собственные игры и активно исследуя возможности самостоятельной дистрибуции за рубежом, Perfect World решительно выходит на мировой рынок. Прибыль в первом квартале может стать началом нового, более обнадеживающего года для ее игрового направления.