Вышедшая в апреле 2025 года пошаговая ролевая игра Clair Obscur: Expedition 33 сразу же завоевала популярность, получив высокие оценки как от представителей прессы, так и от игроков. Однако примерно в то же время вышел еще один проект в похожем жанре под названием The Hundred Line: Last Defense Academy, который для многих прошел незамеченным. Креативный директор Sandfall Games Гийом Броше посчитал это несправедливым и порекомендовал обратить внимание на данную игру, назвав ее еще одной «отличной пошаговой RPG, сделанной с любовью». Именно это стало весомым поводом для моего знакомства, а о своих впечатлениях я расскажу в данном обзоре.
История The Hundred Line: Last Defense Academy знакомит нас с Такуми Сумино — подростком, чья жизнь в изолированном комплексе переворачивается с ног на голову из-за вторжения враждебных сил. Загадочная сущность дарует ему силу, после чего он вместе с несколькими подростками попадает в академию, которую предстоит защищать в течение 100 дней ради возвращения домой.
Завязка вполне соответствует канонам аниме-приключений. Повествование подается преимущественно через диалоги в стиле визуальной новеллы. Однако недостаток кроется не столько в их количестве, сколько в подаче. Некоторые беседы могут ощущаться затянутыми, а отдельные реплики — излишними, порой не добавляя существенной ценности развитию сюжета или персонажей. Если вы являетесь фанатом визуальных новелл, то это вас вряд ли смутит, но тем, кто пришел сюда ради геймплея, придется запастись терпением.

Наличие множества разнообразных персонажей с уникальными чертами тоже можно назвать «базой» для jRPG. Только вот The Hundred Line подходит к раскрытию героев с излишним усердием, доводя их характерные черты до абсурда. Если у персонажа низкая самооценка, будьте готовы слышать от него о том, какой он бесполезный буквально в каждом диалоге. Если это любящий брат, то он будет неустанно петь ей дифирамбы, превознося до небес. А если перед нами психопатка — ждите постоянных безумных выкриков и немотивированных поступков.
Такие архетипы привычны для аниме-стилистики, и в этом нет ничего плохого. Вспомним ту же Persona 5, где герои тоже обладали яркими, порой утрированными чертами, но при этом ощущались как живые люди, чье поведение не вызывало постоянного недоумения. Здесь же разработчики, кажется, переборщили со стремлением сделать каждого «уникальным», в результате чего многие герои становятся не столько интересными, сколько раздражающе предсказуемыми и карикатурными. Это превращает взаимодействие с ними в испытание терпением, и мало кому из них хочется по-настоящему сопереживать. Игра страдает не от того, что она «слишком анимешная», а от того, что она «слишком стереотипно-анимешная», где каждая мелочь разжевывается до бесконечности, а характеры либо пустые, либо отталкивающие.
К счастью, есть у игры и положительные моменты. Когда дело доходит до сражений, The Hundred Line раскрывает свои лучшие качества. Сам по себе игровой процесс — это умелое сочетание пошаговой тактики в духе Fire Emblem и элементов социальной симуляции, где свободное время можно посвятить разговорам с персонажами. Сами битвы продуманы и увлекательны. Они напоминают Tower Defense с пошаговыми боями: враги различных типов атакуют волнами, используя разные тактики для прорыва обороны академии. Игроку необходимо стратегически мыслить, ведь количество действий ограничено, и не всех персонажей можно использовать одновременно.
Каждый герой обладает уникальными механиками, что делает их более гибкими, чем стандартные классы. Например, один персонаж атакует с мотоцикла, получая защиту за действие и поражая цели вокруг себя. Другой, с гигантским топором, усиливается с каждым поверженным врагом. Система Напряжения позволяет использовать мощные Спецприемы, которые, однако, делают персонажа временно уязвимым. Механика Последнего шанса дает возможность нанести сокрушительный урон при низком здоровье.

Вне сражений и диалогов, впрочем, геймплейное разнообразие несколько ограничено. Перемещение по академии в режиме сайд-скроллера лишено глубокого интерактива, сводясь к передвижению между ключевыми точками. Вероятно, понимая это, разработчики добавили удобную возможность быстрого перемещения буквально в любую комнату. Таким образом, игровой процесс в основном чередует диалоги и бои.
Визуально The Hundred Line выглядит неплохо. Дизайн персонажей выполнен на достойном уровне, хотя монстры получились сравнительно скучными. В целом, картинка не вызывает отторжения. Звуковое сопровождение также хочется похвалить. Актеры озвучивания отлично справляются со своими ролями, передавая эмоции персонажей. Музыка хорошо подчеркивает атмосферу как во время сражений, так и в более спокойные сегменты игры.

The Hundred Line: Last Defense Academy предлагает продуманную тактическую боевую систему, являющаяся несомненным достоинством. Главным же недостатком определенно можно назвать посредственные персонажи, которых разработчики в стремлении наделить каждого из них уникальностью сделали скучными и неинтересными. Добавьте к этому цену в 4900 рублей и отсутствие русского языка, и советовать игру становится совсем сложно. Возвращаясь к началу обзора, хочется просто отметить, что если вы поиграли в Clair Obscur: Expedition 33 и ищете чего-то похожего, то The Hundred Line вряд ли подойдет. Но любители жанра и фанаты прошлых игр разработчиков наверняка смогут провести в ней не один десяток часов.