Пока STALKER 2 с каждым днем собирает вокруг себя все больше ажиотажа и скандалов, небольшая студия The Farm 51 наконец-таки выпустила свою игру Chernobylite, которая находилась в раннем доступе около двух лет. В этом обзоре я расскажу, получилось ли у разработчиков передать всю атмосферу катастрофы, какие интересные механики есть в Chernobylite, а также о минусах проекта.
Chernobylite — это научно-фантастический сурвайвал хоррор с элементами RPG, действия которого разворачиваются в пустоши Чернобыльской зоны отчуждения. Нам предстоит пережить историю героя под именем Игорь Хименюк, работающего на атомной электростанции еще до катастрофы, а его основная цель — отыскать свою супругу Татьяну Амалиеву, пропавшую во время трагических событий.
В самом начале он со своей небольшой группой совершает вылазку на охраняемую территорию, а именно — к главному реактору ЧАЭС. Пробравшись внутрь и обнаружив чернобылит (мощное техногенное соединение), они сталкиваются с проблемой в виде Черного Сталкера, который убивает одного из союзников, но Игорь с его товарищем успевают сбежать в портал, открывающийся при помощи специального орудия с чернобылитом, но все не так просто, как может показаться на первый взгляд. Впрочем, давайте остановимся на этом во избежание сюжетных спойлеров и перейдём к механикам и игровому процессу.
После прохождения первой миссии мы попадаем на базу, которая становится нашей отправной точкой и местом отдыха перед вылазками. На верхнем этаже мы видим часть города Припять и Чернобыльскую АЭС — это интерактивная карта, поделённая на несколько зон, по которым мы будем бродить в поисках медикаментов, еды, боеприпасов и конечно же сюжетных зацепок. Кроме того, по ходу исследования мира нашему герою встречаются не только противники, но и дружественные NPC, которые могут присоединиться к вашему лагерю. К механикам исследования мира мы вернёмся чуть позже, а сейчас обсудим возможности базы.
В безопасной зоне доступен большой простор для фантазий в крафтеров: различные станки для создания и модификации предметов, генераторы для обеспечения базы светом, очистители воздуха, а также множество предметов комфорта, таких как мебель, радио, телевизоры и так далее для улучшения качества жизни в лагере.
Как было сказано ранее, в лагерь можно приглашать и других персонажей, однако они не будут бесполезными болванчиками. Кроме того, что вам придётся следить за их здоровьем, голодом и комфортом, им можно выдавать оружие и броню, а также отправлять на вылазки для добычи ресурсов. В целом, система напомнила базы из Fallout 4 и реализована она достаточно неплохо.
Выбор миссии и локации для исследования чем-то напомнил многопользовательский шутер от первого лица Escape from Tarkov. Вы выберете зону, в которой есть определённые точки интереса, телепортируетесь туда и начинаете поиски полезного лута. Сам мир тут не открытый, тем не менее локации имеют достаточно внушительные размеры и что является плюсом игры, их действительно интересно исследовать. На своём пути вам могут встретиться небольшие группы солдат спецслужб, а также монстры, которых можно увидеть выползающими из-под земли в районах высокой радиационной активности чернобылита.
После завершения основного задания на выбранной локации вы можете телепортироваться обратно на базу, или же остаться в поисках дополнительных припасов. Если говорить вкратце, то весь геймплей заключается именно в лутании, вербовке новых союзников в лагерь и поисках дополнительной информации о вашей пропавшей супруге.
С одной стороны, весь этот процесс, когда вы должны тщательно выискивать разные полезные припасы может показаться скучным, однако проработанность зоны не дает заскучать. Они невероятно красивы и пронизаны атмосферой всего того ужаса, произошедшего во время катастрофы и который витает в воздухе прямо сейчас (в рамках игры). Например, как-то на одной из вылазок в лесу я заметил сидящую пластиковую куклу и подойдя к ней, увидел еще одну чуть дальше, а потом еще и еще. Как вы уже поняли, эта тропа из кукол вела к чему-то важному. Подобрав ценный лут и развернувшись обратно мне показалось странным, что все куклы смотрят в мою сторону. Поверьте на слово, это действительно жутко — они просто следили за героем, пока он не смотрит в их сторону.
Пугающих моментов в игре достаточно, но и забавные случаи также бывают. На одной из вылазок проходя мимо пятиэтажки я услышал хардбасс и, честно сказать, сначала не поверил своим ушам. Войдя внутрь мне встретился гопник, сидящий на корточках, а рядом с ним стоял кассетный магнитофон. Он долго рассказывал про свой авторитет и о том, насколько его банда опасна, но как оказалось, никто из его «собратьев» гопников не остался в живых.
Все эти игровые ситуации не дают игроку выпасть из мира, который подготовили нам разработчики. Когда одни сцены могут напугать, то другие просто оставляют улыбку на лице.
Проработанность сюжетных персонажей также оставила положительные впечатления. У некоторых из них есть свой необычный диалект, кто-то просто сошел с ума спустя столько лет проживания в зоне отчуждения и так далее. Но что действительно расстроило, так это качество озвучки. Актеры часто переигрывают, что порой может выбить из общей атмосферы игры. Не хватило простоты и естественности в интонациях.
Также минусу/плюсу можно отнести повествование сюжета, которое может понравиться не всем. О случившемся игроку предстоит узнавать самому, через различные записки, флешбеки и иногда из общения с попадающихся на вашем пути «чернобыльцах». А чтобы начать главный рейд на электростанцию, в вашем лагере должно быть пять сопартийцев, которых можно находить во время вылазок в пустоши.
К минусам можно добавить ганплей в Chernobylite, и первое время он кажется весьма странным. Не все оружие ощущается так, как должно, но самое необычное — отсутствие стрельбы от бедра. При нажатии ЛКМ, вместо выстрела персонажа наносит удар левой рукой, а чтобы начать стрельбу, вам сначала нужно прицелиться. Весьма странное решение, хоть к этому быстро привыкаешь.
Касаемо оптимизации, то она стала гораздо лучше, если сравнивать релизную версию с ранним доступом. За все прохождение практически не было замечено фризов или просадок в количестве кадров. Мой PC на базе процессора Ryzen 2700 и с видеокартой GTX 1070 без проблем воспроизводил игру на ультра-настройках при 70+ ФПС.
Подводя итоги хочется сказать, что Chernobylite получился неплохим проектом, мир которого приятно исследовать. История Чернобыльской АЭС всегда привлекала огромное количество игроков своей атмосферой, радиоактивными пустошами и поиском чего-то загадочного в закрытой зоне отчуждения.
Несмотря на некоторые минусы игры Chernobylite, инди-студия The Farm 51 смогла сделать интересный, проработанный и атмосферный мир, по которому приятно просто побродить, заходить внутрь заброшенных зданий и просто наблюдать за природой. Также порадовала RPG система и возможность улучшения своей базы, дающие большой простор для игрового процесса.
Стоит ли она вашего внимания? Если вы очень ждете STALKER 2, но хотите пройтись по заброшенной припяти прямо сейчас и если вас не пугает медленный и спокойный геймплей, то определенно да.