Рассказ про Final Fantasy XIV принято начинать с удивительной истории о том, как компании Square Enix, а в особенности продюсеру и режиссеру Наоки Ёсиде, удалось превратить достаточно посредственную игру в одну из лучших MMORPG. Успех проекта сложно переоценить, ведь даже спустя годы ему удается держать планку качества и высокий онлайн, который в последнее время стал еще выше.
Перед перезапуском Final Fantasy XIV в 2013 году мир игры был полностью уничтожен и началась новая сюжетная линия A Realm Reborn. Теперь же, с выходом четвертого масштабного расширения Endwalker, история подошла к грандиозному завершению. Именно о нем мы поговорим в данном обзоре.
На портале MMO13.ru еще не было обзоров Final Fantasy XIV, поэтому для начала вкратце расскажем о самой игре. Это фэнтезийная MMORPG с классической таргетовой боевой системой и разделением на роли «танк-хилер-дамагер». Большое внимание в проекте уделяется повествованию — если в оригинальной кампании оно довольно стандартное для жанра, то уже в дополнениях может даже посоревноваться с качественными одиночными jRPG.
Между классами позволяют свободно переключаться, поэтому каждый раз создавать новых персонажей не придется. Присутствуют разнообразные подземелья и рейды, предлагающие уникальные механики. Однако, пожалуй, главное преимущество Final Fantasy XIV — возможность играть так, как вам удобно. Данная MMORPG обладает огромным количеством контента, но при этом вас не заставляют участвовать абсолютно во всех активностях, чтобы не отставать от других игроков. Хотите зачищать подземелья — пожалуйста; желаете заниматься крафтом — без проблем; дейлики — полно; да и PvP-режимы тоже присутствуют. Для любителей же настоящего хардкора существует повышенный уровень сложности, иногда заставляющий попотеть даже слаженную команду.
Вышедшие после релиза игры дополнения добавляли новые истории продолжительностью в несколько десятков часов и расширяли существующий контент. Исключением не становится и Endwalker. В сюжетной линии героям предстоит предотвратить так называемые «Финальные дни» и спасти мир. По мере прохождения они побывают в новых локациях и даже отправятся на луну. Там наша команда встретит забавных кроликообразных существ, называемых лопорритами, которые похожи на хаммингуэев из Final Fantasy IV. Причем это не единственная отсылка к серии. Кроме того, вы сможете посетить родину Альфино и Алисай, город в южноазиатском стиле, разрушенную столицу империи Гарлеан и другие. Наиболее всего впечатлила локация Элпис, но даже краткий рассказ о ней будет огромным спойлером.
Как и раньше, сюжет развивается неспешно и не бросает игроков сразу же в гущу событий. Перед этим извольте узнать больше о местах и персонажах, а также выполнить несколько поручений, не связанных напрямую с основной историей. Иногда такие моменты слишком уж затягиваются и прохождение становится утомительным. Самое интересное начинается ближе к середине, когда борьба за мир переходит на новый уровень. По сути Endwalker является гигантским эпилогом, поэтому рассматривать дополнение в отрыве, в отличие от Shadowbringers, достаточно сложно. Оно отвечает на многие вопросы и подводит историю к логическому завершению. Впрочем, это не значит, что мы больше не увидим новых аддонов, но рассказывать они будут, судя по всему, уже о другом.
Сюжетная линия в основном все еще состоит из диалогов и катсцен. В заданиях вам по-прежнему нужно либо убить трех монстров, либо активировать пару точек, либо поговорить с кем-то. Есть и совершенно новый тип квестов — сопровождение. Если раньше NPC просто испарялись и появлялись в месте назначения, то теперь они следуют за вами и с ними можно поболтать в определенных точках, чтобы узнать нечто новое. Ничего удивительного, но немного разнообразит игровой процесс.
Подземелья и испытания тесно вплетены в сюжет и традиционно выполнены на высшем уровне. Вас ждут красивые локации и отличные боссы с проработанными механиками, которые необходимо мотать на ус. Однако фанаты «финалки» знают, что стартовый контент — это далеко не конец. Вместе с патчами разработчики собираются добавлять новые квесты, данжи и рейды, а также ожидается полноценный PvP-режим с быстрыми схватками в формате «5 на 5».
Новые профессии можно описать одним словом — стильные. Они не только хорошо играются, но и эффектно выглядят в бою. Sage оказался отличным лекарем, сочетающим атакующие и исцеляющие навыки. В качестве оружия используются парящие мечи нолиты. Кстати, ими же отныне владеет хорошо знакомый нам элизен Альфино Левейлер.
Особый интерес для нас представил Reaper, позволяющий сражаться с косой — это же оружие получил антагонист Зенос еще в патче 5.55. Персонаж данного класса представляет собой бойца ближнего боя, который имеет в своем арсенале способности, наносящие урон одной или нескольким целям, в том числе при помощи комбинаций. У него имеются два специальных ресурса — первый накапливается при применении обычных умений и тратится для особых, а второй позволяет изменить форму и открыть еще более мощные навыки. Есть и очень полезный «блинк», который подойдет как просто для быстрого передвижения, так и при сражениях с боссами, чтобы быстро избежать АОЕ-урона. Щит на 10% от здоровья тоже часто выручает. В целом, играть за Жнеца — одно удовольствие.
Новые расы в Endwalker не завезли, но открылся доступ к мужской версии Виеры — раньше можно было создать только женщину. В общем, пробел был заполнен. Не стоит забывать и про замечательный саундтрек, который будет сопровождать вас с начальных титров. Официальный запуск омрачили лишь многочасовые очереди, продержавшиеся почти месяц. Из-за них разработчики даже изъяли игру с продаж и раздали всем игрокам в общей сложности 21 день подписки. К счастью, сейчас проблем со входом на серверы нет.
Square Enix задала слишком высокую планку с выходом дополнения Shadowbringers для Final Fantasy XIV, к которой Endwalker приближается практически вплотную. Несмотря на пару спорных моментов и не самый удачный запуск, мы получили весьма достойное завершение грандиозной саги, начатой в A Realm Reborn, с интересным сюжетом, великолепными классами и, как всегда, отличными подземельями и испытаниями. Поклонникам игры пропускать такое точно не стоит.
Если говорить про минусы - то, что касается основной истории, то она сделана так: придумывается набор очень классных, запоминающихся сцен с высоким эмоциональным накалом, и они делаются качественно и красиво (и действительно запоминаются). А все "переходники" между ними - с огромным количеством роялей в кустах и просто бреда, мозг лучше вообще отключать. На "стратегическом" уровне история хорошо продумана, интересная, сложная и глубокая. На "тактическом" часто... просто ни к какой стенке не приставить, пафос, превозмогание и всякий бред. Побочные квесты - попадаются такие, что еще и поинтереснее главквеста будут :) Но все, буквально все заточены под то, чтобы игрок потратил как можно больше времени на их выполнение (постоянные пробежки туда-сюда через всю карту без телепортов, "найди иголку в стоге сена" в локациях со сложным рельефом, поговори и беги назад и т.п. классика). Правда, экспы за них дают такой мизер, что большинство (не "синие" квесты, эти обязательны) можно делать только если хочется.
Еще интересный факт - нет билдостроения от слова совсем. Каждый игрок бегает ровно с таким же набором скилов, что и любой другой его класса и уровня. Шмот в общем добывается достаточно легко (это большой плюс), так что одеться не вызывает проблем. А быть лучше других ты можешь только за счет того, насколько хорошо ты играешь своим классом :) Сравнивать с одной стороны легко, поскольку у всех все одинаковое, а с другой сложно - ДПС-метры запрещены. Они есть, и их в принципе используют, но если будешь кому-то тыкать в чате в лицо его низким ДПСом, то можешь реально словить бан. А для себя - пользуйся, если хочешь, по-тихому :)
В игре очень много очень красивой одежды и оружия, поэтому настоящий эндгейм - это соревнование мод ("гламур и рыбалка", да). Ну и, конечно, данжи высшего уровня сложности - действительно очень и очень сложные, для опытной команды траить новый данж несколько недель - обычное дело. Многие считают, что они заметно сложнее самых сложных данжей из ВоВ.
Есть хаузинг, и очень неплохой, много разных видов домов (но не столько, как в ESO), и очень много объектов для дома и участка перед ним. Однако пока политика компании в том, что дома - не для всех. Они в дефиците, и купить дом для нового игрока может быть непросто. Правда, комнату в общежитии гильдии дают всем :), но это не то. Возможно, они все же что-то поменяют в этом плане, но точно ничего не известно.
Крафт - очень хороший и сложный (хотя его, как и все остальное, постоянно упрощают последние несколько лет). Кстати, это вообще отдельная тема - последние года три игра для казуалов игра становится все проще и проще. Данжи (обычные, не макс. сложности) регулярно нерфят по самое не балуй, так что они проходятся с рандомами в легкую, на большинство механик можно забивать, овергир и оверпауэр рулят (хотя теоретически тебя нерфят по уровню, если ты идешь в маленький данж, но...). Да, и есть режим, когда ты можешь идти в низкоуровневый данж со своим уровнем, но награды тогда, конечно, не те :) Зато можно все посмотреть, без спидрана.
Конечно, "оказуаливание" - это минус, с другой стороны, учтите, что в Финалке система обязательных данжей. Чтобы продвигаться по главквесту ты обязан закрывать соответствующие данжи, иначе дальше не пустят :) И если бы каждый из них надо было траить по неделе... :)) А так - все проходится с рандомами "на ура". Правда, стандартный размер группы - 4 человека (обязательно танк, хил, 2 ДД и только так). Поскольку ДД всего два, то за дамагера в очереди можно стоять... долго, особенно если нужно в непопулярный данж. Танки, конечно, улетают в данж мгновенно, хилы тоже неплохо (хотя сейчас, когда вышел новый хил, они страдают :))
В общем, учите английский и играйте, Финалка не зря такая популярная, как минимум попробовать стоит точно :) И 300 или меньше р. в месяц через Стим (только через стим надо играть, это важно!) - по нашим временам, пополам-даром. К тому же, до 60 (или теперь уже до 70?) уровня можно играть вообще бесплатно, с минимальными ограничениями.
Когда сделали регионую цену в фф14, всё резко скупили на ру и перепродавали на еу и много денег потеряли.
Потом они отменили региональные цены, даже щас скоро выходит игра и для ру она стоит 6к
В стиме подписка стоит 300 р из за политики стима, они не смогли откатить цену на подписку. Так бы 1к в месяц была б
В стиме 300 р подписка месяц в фф14.
Тесо не впечатлила вообще. Симулятор закликивания. Увы (
В обе игры играл 50+ часов
В тесо из за нудного геймплея закликивания (на хай контенте в видосах видел тоже самое всё стали за боссом и просто бьют как маникен). Да и Скайрим не прошёл из за этого, сколько раз я уже подымался в гору к бородатым дядькам, не насчитать ((
В фф русофобией (без платёжная страна) из за регионалок, не локализуют и не пройти игру Нормально, и базового английского там мало будет.
В фф народу на 10 голов народу больше, чем в тесо. Сколько камней не кинете, это правда.
Начал за некроманта, в итоге в физу билд выбрал.
Начинал тесо с начала истории, с первого дополнения, закрывая Локи на 100 %
Там кстати я вообще почти никого не видел, не в локах не в городе. Ток под 3 локу народ начал выявляться
Главное отличие в том что фф классическая прокачка, с привязкой к лвл. Что мне кажется правильнее (олды всё дела)
В тесо сплющивание всего и всея, честно не нравится такое (
Кстати главное отличие почему нет народу. В тесо ПРИНУДИТЕЛЬНО ВЫРЕЗАЮТ контент. Начиная игру тебя кидают в конец сюжетка.
В фф заставляют сюжет проходить сначала, с локациями устаревшего прогресса и визуала.