Обзор Age of Wonders 4: возвращение блудной магии

2 мая состоится релиз пошаговой фэнтези стратегии Age of Wonders 4, четвертой и первой за девять лет номерной игры основной серии. После экспериментов с научной фантастикой (Age of Wonders: Planetfall) Triumph Studios вернулась к корням. Нам удалось ознакомиться с игрой до официального выхода и мы готовы поделиться впечатлениями.

После короткого ролика, который объясняет игровые события, нам предлагают выбрать базовый или создать собственный сценарий. В то время как базовые сценарии пришли на смену сюжетной кампании, на практике они очень слабо дотягивают до звания реальной альтернативы. По сути это те же кастомные сценарии, но подготовленные разработчиками таким образом, чтобы познакомить игрока с геймплеем. Пожалуй, отсутствие полноценной сюжетной кампании — один из самых больших недостатков Age of Wonders 4: мир в этой серии всегда был прекрасен и ничто так хорошо не раскрывает его, как сделанная вручную история с роликами, сюжетными твистами и запоминающимися диалогами. В то же время я не вижу здесь большой беды, так как основная масса игроков быстро перейдет к кастомным сценариям и многопользовательской игре. Создание собственной игры (кастомный сценарий) подразумевает выбор базовых параметров, вроде типа мира и его географии, особенностей игрового процесса, а также огромное количество модификаторов, от относительно безобидных до серьезно меняющих геймплей и цели.

Далее вам предстоит выбрать/создать фракцию и лидера. Выбор готовых предустановленных фракций ничем ни примечателен, поэтому сразу отправляемся делать собственную. Игроку дают возможность настроить расу (облик), культуру, социальные особенности, выбрать первый том магии (набор заклинаний), принадлежность (защитник мира или маг-завоеватель) и, наконец, внешний вид. Каждый параметр, за исключением внешнего вида, дает определенные преимущества, а заодно поднимает настроение, потому как некоторые конфигурации героя, вроде Высшей Жабы Идейного Каннибала-Империалиста заставляют улыбнуться. Редактор внешнего вида радует большим количеством опций, чего совсем не ждешь и глобальной пошаговой стратегии.

каннибалы, плодовитые массы или империалисты? хм, сложный выбор!

Сценарий начинается с вашего появления на карте в столице, после чего вы приступаете к освоению прилегающих земель, которое подразумевает сбор ресурсов, захват точек интереса, постройку аванпостов (которые позже превращаются в города) и переговоры с соседями. Попутно вы развиваете свои города и территории. Мир игры — двухслойный. Путешествовать вам предстоит не только на земле, но и в мрачных подземельях. Одним из нововведений AOW4 стали независимые цепочки производства для юнитов и зданий в ваших городах. На расширение владений, как на все производство и действия, необходимы ресурсы. Какие-то копятся с ходами, другие вы получаете от городских построек, захваченных объектов, а также в боях и по мере исследования карты. Базовых ресурсов в игре семь: золото, мана, пища, производство, наём, знания и авторитет.

Золото в первую очередь отвечает за покупку зданий и юнитов, а также может использоваться как один из политических инструментов, мана в свою очередь отвечает за использование заклинаний, будь то магия, используемая на поле боя или дебаффы, рассчитанные на применение на карте мира. Пища отвечает за скорость роста населения города. Производство отвечает за скорость возведения построек, а наём — за найм боевых единиц. Знания дают вам возможность открывать новые тома магии и заклинания. Наконец, авторитет — своего рода влияние, необходимое для политических и территориальный действий, таких как переговоры, привлечение населения и основание новых городов. Все ресурсы нужны, все ресурсы важны. В AOW4 нет маловажных ресурсов, поэтому хотите того или нет, вам предстоит следить и правильно распределять их.

мои вассалы, Гривастые Друиды, даже не подозревали: присоединиться ко мне — путь в один конец

Основа вашей империи — города. Все начинается со столицы, затем вы строите форпосты, которые модернизируются в города. Процесс развития территории напоминает Civilization: развиваем город, увеличиваем популяцию, обустраиваем прилегающие земли. Имеется возможность сделать одного из героев губернатором, что даст городу определенные бонусы. Особняком стоят города-государства (свободные города), которые можно присоединять силой или посредством длительного сотрудничества и вливания авторитета. На конечной стадии такие города присоединяются к вашей империи со всеми вытекающими последствиями — ваши проблемы становятся их проблемами и наоборот.

Одна из ключевых игровых механик — политика. На ваши отношения с соседями влияет множество факторов, начиная с того, кем вы решили быть еще на экране создания персонажа — защитником мира или завоевателем. Став завоевателем, не удивляйтесь, когда при первой же встрече вы услышите что-нибудь в духе "не попутал ли ты берега границы, красавчик, строя свои курятники на нашей земле" или "мерзавец, лучше бы тебя не существовало в этом мире". Отношения можно развивать посредством ведения торговли, взаимопомощи, подарков и очков влияния. Игра учитывает различные дополнительные факторы, будь то пересечение границ или строительство поселений на оспариваемых (смежных) территориях. Объявление войны без причины расценивается игрой как большой импакт на игровой мир и его обитателей (злой поступок), однако для смягчения последствий от подобных действий имеется система претензий, причем как обоснованных, так и не обоснованных. Проще говоря, претензия — повод для угроз и объявления войны. Например, строительство вражеского аванпоста рядом с вашей границей может расцениваться как повод для войны, и эта претензия отправляется в вашу копилку.

ничего такого, просто объявляю вам войну

Сражение в AOW4 остались узнаваемы. Игроки, знакомые с AOW 3 и AOW: Planetfall быстро разберутся что к чему. В одной армии может быть шесть юнитов: лидер фракции, герои или обычные войска, вроде лучников, лекарей или каких-то магических созданий, которых вы убедили присоединиться к вам. Количество юнитов фиксировано (шесть ячеек в армии — шесть юнитов), стакать в один слот несколько сотен драконов вам не позволят, как и вообще что-то стакать. Вместо этого войска набирают опыт в боях, становясь сильнее. Восстанавливаются юниты с ходами вне боя. В бой могут вступать до трех армий (с каждой стороны), находящие в пределах трех клеток от поля боя. Разные юниты имеется разные типы атак и преимущества/недостатки, будь то лучшая защита от определенных типов атак или высокий шанс контраатаки. В игре присутствуют дополнительные тактические элементы, вроде атак с фланга/тыла, а также соответствующие опции, позволяющие быть к этому готовыми, например, разворот юнита. На действия отведены 3 ОД, которые можно использовать на движение, атаки или подготовку к следующему ходу. Порядок действия — свободный. Ослабить вражескую армию можно заранее, используя специальные заклинания на карте мира. Лидер не только может кастовать различные атакующие заклинание и баффы, но и является самостоятельной боевой единицей, возможности которой зависят от прокачки и экипировки.

Age of Wonders всегда была игрой про магию, и магии в игре действительно много. Представлено несколько десятков книг заклинаний в каждой из которых около шести спеллов. Какие-то баффают ваши войска, другие дебаффают врагов на глобальной карте, третьи позволяют наносить большой урон на поле боя и т.д. Есть даже те, что трансформируют вашу армию во что-то новое или призывают новых существ.

самое время жечь деревни

Тактика осад несколько отличается. В первую очередь тем, что большинство городов укреплены (построена стена), поэтому прежде, чем приступить к бою, вам необходимо перейти в режим осады, длящийся несколько ходов. Очевидно, что это дает противнику время на подтягивание резервов. В противовес этому вы можете использовать дополнительныe действия (осадные проекты), вроде ускоренного разрушения стен, что сокращает время, необходимое для непосредственного начала сражения, однако за это придется отдать кругленькую сумму золота. Кроме того, вы можете потратиться на разрушение других важных и опасных фортификаций или создание дополнительной ударной мощи, вроде катапульт.

Отличительной чертой AOW являются ролевые элементы. В AOW4 имеется система квестов, например, к вам могут обратиться обитатели земель с просьбой зачистить какой-то объект или помочь с чем-то еще. Кроме того, захват некоторых точек интереса порой сопровождается небольшими текстовыми приключениями. Ничего масштабного, но это позволяет оживить и разнообразить игровой мир. Награда может быть разной, от банального золота до боевой экипировки для правителя. Рассказывая про экипировку, стоит упомянуть вещи, получаемые через систему Пантеона. В Пантеон попадают ваши герои в случае успешного завершения сценария. Зарабатывая очки (уровни) пантеона, вы можете открывать различные полезные и декоративные предметы. Более того, правители, попавшие в Пантеон, могут повстречаться вам в будущих игровых сценариях.

не отчаивайтесь, вы все равно умрете ради обзора! но поисковики вас не забудут

Визуально Age of Wonders 4 похорошела, особенно если сравнивать с последний номерной игрой серии. В то же время разрыв в качестве картинки по сравнению с Planetfall не столь значителен. Игра сохранила узнаваемый визуальный стиль серии Age Of Wonders с большим количеством эффектов, великолепных городов и красивых видов. Звук и музыкальное сопровождение выполнены на достойном уровне. К техническому исполнению у меня претензий нет — ни единого вылета. Локализация тоже на высоте, а текста в игре много — целая энциклопения, которая введет вас в курс дела по любому возникшему вопросу. Лишь один раз мне повстречалось непереведенное слово, и это дорелизная версия игры.

Рассказать об игре подробно, да и просто досконально изучить ее за несколько часов невозможно, особенно если вы «заржавели» относительно глобальных 4x TBS стратегий. Однако увиденного достаточно, чтобы вынести вердикт. Age of Wonders 4 — большой проект с отличными потенциалом. Это уже не альтернатива Heroes of Might and Magic, чем были первые игры этой серии, перед нами скорее крепкий микс из AOW3, AOW: Planetfall и Civilization с новыми идеями. Я уверен, что Age of Wonders 4 понравится фанатам серии AOW и подобных игр. Не сомневаюсь, что будут патчи, балансные правки и традиционные для игр Triumph контентные DLC, но уже сейчас я со спокойной совестью могу рекомендовать игру. Из недостатков можно выделить отсутствие полноценной сюжетной кампании, а также один очень субъективный момент: несмотря на стилистическую преемственность, у старых AOW был какой-то свой уникальный шарм. А может быть я просто стал старше.

8.0
Весь мирРелиз02.05.2023
RPG | Стратегия
PC
Кооператив, Мультиплеер, Одиночная
💰Разовая покупка
Страница игры
Комментарии (12)
Libertus
28 апреля 2023 в 07:07 (изменён)
Какая ирония... серия age of wonders жившая в тени HOMM, теперь единственный представитель серии пошаговых стратегий былых времён.
+1
mail_ru
Libertus 28 апреля 2023 в 09:05
Не единственная)
0
Abberation
mail_ru 28 апреля 2023 в 10:44
Огласите весь список, пожалуйста)
0
Libertus
mail_ru 28 апреля 2023 в 16:15
Кто еще например?
0
mail_ru
Abberation 07 мая 2023 в 12:39
"теперь единственный представитель серии пошаговых стратегий былых времён"

Ну, очевидно:

Цивилизация - там тоже пошаговая стратегия, тоже былых времен. Играл еще на плойке 1й во 2ю циву...

Эадор - если вы не знаете что это, советую ознакомиться :)
Это довольно таки неизвестный проект, от РОССИЙСКИХ (шок) разработчиков.
Очень интересный сюжет где есть выбор и выбор реально влияет на сюжет, но очень долгие катки - не для каждого...

Тотал Вар - ну тут всё очень прозрачно.
Серия всё еще жива, не так давно вышла 3-я часть "Тотал Вар Вархаммер"

King’s Bounty - в 2021 (для меня это "недавно") вышла 2-я часть наконец-то) Тоже классический пример "Пошаговой стратегии" :)

Да и Герои 3 всё еще живы)
По ним проводят турниры, все (уважающие себя и других) люди сидят на "фан" версиях и на твиче они всё еще собирают не мало аудитории (если сравнивать с хайповыми играми, которые похайповали и ушли в закат)
0
mail_ru
Libertus 07 мая 2023 в 12:39
Наверху ответил)
0
Libertus
mail_ru 07 мая 2023 в 13:30
Тотал вар, ничего общего.

Герои как серия игр мертва, да в нее до сих пор играют но фанатов становится все меньше и меньше.

Кингс баунту 2? Серьзно? Такое даже стыдно упоминать.

Цивилизация да, НО Age of Wonders 4 это смесь HOMM, Disciples, цивилизации, Crusader Kings

Эадор, не слышал о ней и даже если она не плоха то как видно она не нашла свою аудиторию и хоть какую-то популярность.
0
mail_ru
Libertus 08 мая 2023 в 09:12
"Кингс баунту 2? Серьзно? Такое даже стыдно упоминать."
Ну, по факту - вышла? Вышла)
Значит не единственная :P
0
mail_ru
Libertus 08 мая 2023 в 09:15
"Цивилизация да, НО Age of Wonders 4 это смесь HOMM, Disciples, цивилизации, Crusader Kings"

Ну да, я и не говорю что это 1 в 1, но ведь речь была о "теперь единственный представитель серии пошаговых стратегий былых времён" :)
Так что цива всё еще считается - она никуда не делась))
Да, сильно изменилась, но всё равно никуда не делась как "представитель серии пошаговых стратегий былых времён" :)
0
Abberation
Libertus 13 мая 2023 в 16:33
Эадор весьма самобытный проект, как минимум ознакомиться стоит. Я в основном играл в версию 2013 года, хотя фанаты ценят более старые версии. И понравилось, весьма увлекательно. Хотя подкачала техническая сторона реализации проекта.
0
Libertus
mail_ru 08 мая 2023 в 11:21
Я по большей части имел ввиду HOMM и Disciples, так что да единственный
0
Arfist
28 апреля 2023 в 17:23
Старая была лучше!
0
[b] [i] [del] [blockquote] [pre] GIF