Так уж сложилось, что жанр Rogue-like, или в простонародье «рогалик», в основном популярен среди инди-разработчиков. За последние несколько лет вышло множество действительно неплохих представителей, таких как The Binding of Isaac: Rebirth, Hades и Enter the Gungeon. Были даже удачные попытки совместить с другими жанрами, как Slay the Spire использует элементы ККИ. Однако крупные студии максимум, что делают — это добавляют отдельный режим в уже вышедшей игре. Из последнего можно вспомнить DLC Mooncrash для Prey и башню Торгаст в World of Warcraft. Оттого не менее интересным выглядит выпуск полноценного высокобюджетного AAA-проекта, продаваемого в PS Store за 5500 рублей. После десятков смертей и тысяч уничтоженных монстров мы готовы поделиться с вами нашими впечатлениями об игре в данном обзоре Returnal.
Все «рогалики» объединяются в одну важную концепцию — после смерти персонажа вы начинаете с самого начала, но при повторном прохождении все, или почти все, генерируется случайным образом. Подобные игры должны обладать высокой реиграбельностью, чтобы игроки могли открывать для себя что-то новое даже спустя десятки, а то и сотни часов.
В Returnal вам отводится роль астронавтки Селены, которая совершает аварийную посадку на неизвестную планету после того, как решает последовать за загадочным источником сигнала. Протагонистка получает то ли дар, то ли проклятие — если во время своих странствий она погибнет, то вновь появляется у разрушенного корабля, имея в своем арсенале лишь пистолет. На этом и завязана вся «рогаликовая» часть игры. Впрочем, проходить все биомы полностью не обязательно. Дойдя до определенного этапа, вы открываете точку для быстрого перемещения, которая позволит вам перейти сразу же к нужному биому, но перед этим ее нужно сначала найти на карте.
Сила персонажа зависит от многих факторов. При убийстве врагов и подборе специальных предметов растет уровень квалификации, от которого зависит мощность оружия. Можно купить или найти артефакты, дающие бонусы. Есть и паразиты, дающие как баффы, так и дебаффы.
К сожалению, несмотря на все возможности для прокачки, она здесь не такая уж заметная. Зачастую вы будете добавлять к характеристикам персонажа небольшие и практически незаметные бонусы, особо не влияющие на геймплей: чуть больше защиты при убийстве в ближнем бою на короткое время, увеличенный радиус сбора ресурсов, небольшое восстановление здоровья при низком уровне. Все это просто не позволяет вам ощутить, что вы стали сильнее. Просто вспомните, как вы начинали в The Binding of Isaac ни с чем, а через несколько уровней превращались в крылатого одноглазого дьявола на единороге и с вешалкой в голове, расстреливающим врагов несколькими типами снарядов одновременно. Конечно, подобный уровень безумия в Returnal и не нужен, но вариативности явно не хватает.
Проблему усугубляет то, что локации хоть и раскиданы случайным образом, но при этом созданы вручную. Уже через несколько забегов вы будете знать, где находится сундук и из какого места материализуется определенный враг. Неизвестной оказывается только получаемая награда, да и та не всегда приносит радость при получении.
Упомянутые выше паразиты в большинстве своем не стоят внимания, поскольку вред от них зачастую весьма серьезнее, чем польза. Хотя на определенные образцы скрипя зубами можно согласиться. Разработчики очень боятся давать игроку сильный бафф, но при этом не стесняются «награждать» ощутимым дебаффом. Интереснее выглядит механика с зараженными сундуками, которые при открытии с определенной вероятностью дают негативный эффект. Убрать его можно только при выполнении определенного условия, поэтому стоит трижды подумать, прежде чем рисковать.
Заметнее всего на боевую систему влияет выбранный тип оружия. Помимо стандартного пистолета, вы можете найти автомат, дробовик, гранатомет или какое-нибудь необычное экзотическое оружие, вроде стреляющего ядом. Ваше средство для истребления инопланетян никак нельзя улучшить — придется бегать с ним, пока не найдете другое, более мощное. Дополнительные пассивные бонусы также нельзя изменять, и они заранее определены. От уровня квалификации зависит то, насколько высокими будут характеристики оружия, поэтому время от времени вам придется его менять, чтобы наносить достойный урон.
Впрочем, несмотря на самую интересную прокачку, игровой процесс здесь весьма увлекательный. Раз за разом перезапуская цикл, вы можете не заметить, как провели в игре несколько часов. Сражения очень сложные, поэтому вам нужно постоянно следить за врагами и их атаками, не останавливаясь ни на секунду. Пока вы будете изучать игру, открывать новые биомы и находить новые предметы, геймплей продолжит приносить удовольствие на протяжение длительного времени. Если вас не отпугивает необходимость начинать заново после смерти, конечно.
Еще один способ задержать вас подольше в игре — ежедневные испытания. Каждый день вам дается одна попытка пройти цикл с определенными условиями и конкретным видом оружия. После смерти или завершения этапа результат фиксируется в таблице лидеров, а повторные попытки не предусмотрены. Вы можете вернуться в этот режим только на следующий день, но условия будут совершенно другими.
Очевидно, что «рогаликам» сюжет не особо нужен, поэтому в Returnal он существует для галочки. Разработчики неплохо вписали в основную историю механику постоянного перепрохождения после смерти. На локациях разбросаны голосовые записи, сделанные Селеной, скажем так, в прошлых жизнях. Если же вы играете с включенным интернетом, то даже можете увидеть труп главной героини, оставленный другим игроком. Иногда создатели подкидывают мирные сюжетные эпизоды. Также наша путешественница часто комментирует найденные объекты и новые посещенные локации. Все это неплохо работает на атмосферу и дополняет лор в несюжетной игре.
Раз уж мы рассказываем про эксклюзив для PlayStation 5, не помешает упомянуть о возможностях консоли, задействованных в Returnal. В первую очередь замечаешь тактильную отдачу, которая начинает действовать с самого первого ролика. Контроллер реагирует на передвижение по поверхностям и от различных эффектов — например, дождя. Адаптивный триггер задействован довольно интересно — левый курок без проблем нажимается до половины, и в таком случае включается прицел. Если же вы немного приложите силу и зажмете палец до конца, то используется альтернативный огонь оружия, имеющий откат. Это очень удобно и позволяет по сути назначить два действия на одну кнопку.
Returnal хоть и является AAA-проектом, который продается за немалые деньги, на деле просто не может выдерживать конкуренции с самыми популярными представителями Rogue-like от инди-разработчиков. Здесь меньше реиграбельности, меньше возможностей для создания уникального билда, меньше случайной генерации. В обмен на богатство контента мы получили современную графику и в целом неплохую боевую систему. Процесс изучения довольно интересный и увлекательный, но чем больше вы играете, тем сильнее понимаете, что многое сделано хуже, чем в инди-играх. Проект может занять место в вашей библиотеке, вероятно, если у вас нет большого опыта в «рогаликах» или же при покупке с большой скидкой.
Без фидбэка - нет отточенности. Нет отточенности - игра будет скучной. Графоманы поохают, поахают как всегда 10/10 и забудут.