Составление дек для сетевых PvP-матчей всегда играло большую роль практически во всех варгеймах. Однако этот аспект в Broken Arrow вышел на новый уровень благодаря частичной кастомизации боевых юнитов, что способно кардинально изменить их предназначение на поле боя. Благодаря этому игроки могут создать небольшую армию под свои предпочтения и адаптироваться к изменчивым матчам.
В данном гайде мы постараемся разобрать деку, в основе которой лежат специализации «Моторизованная бригада» и «Гвардейская танковая бригада». Речь пойдёт о сильных и слабых сторонах этой комбинации, выборе юнитов и их применении в бою.
Основные плюсы и минусы
Данная дека хорошо показывает себя именно в наземных сражениях, будь то защита, нападение или постоянный огневой контакт с противником. Основной упор делается на современных танках и бронетехнике Российской Федерации, а также на широком выборе подразделений разведки, пехоты и поддержки.
Однако главный минус кроется в скромном выборе вертолётов и авиации, а также в не самом быстром развертывании юнитов на поле боя и их высокой цене. Отдельно стоит отметить, что ошибки в построении системы ПВО могут привести к потере дорогостоящих танков и бронетехники.
Тем не менее именно эта дека, по моему мнению, позволит вам привыкнуть к наземным сражениям, научиться расставлять ПВО и артиллерию, а также выстраивать логистику и проводить ротацию войск. В случае, если вам нужен доступ к современным самолетам, вертолетам и больше мобильности, то смените «Моторизованная бригада» на «Воздушно-десантные войска».
Состав деки: что рекомендуется брать и что игнорировать
Разведка
Начнём с разведки, которая очень важна в этой игре, особенно с учетом, что наша техника довольно слепа и легко обнаруживается. В наличии у нас два пехотных юнита, которые отлично справляются со своими обязанностями:
- Diversanty в модификации «Передовые наводчики» могут похвастаться не только возможностью подсвечивать цели для артиллерии, но и самыми высокими показателями скрытности и обзора. А наличие двух бесшумных VSS позволяет им эффективно устранять вражескую пехоту — противник не всегда сможет определить, кто по нему открыл огонь. Очень хороший юнит для разведки, но он крайне уязвим для техники и другой пехоты, если будет обнаружен на ближней дистанции.
- Diversanty в модификации «Засадные» могут неприятно удивить любую технику в игре. Несмотря на менее впечатляющие параметры скрытности и обзора, этот юнит оснащён четырьмя одноразовыми гранатомётами RPG-30. Данное вооружение отличается тем, что игнорирует КАЗы и пробивает до 650 мм кумулятивной брони, а это позволяет пробивать броню большинства танков при стрельбе в борт.
- Spetznaz GRU — универсальный юнит, способный бороться со всеми видами противников благодаря разнообразному стрелковому вооружению, ПЗРК Verba и гранатомёту RPG-28. А модификации могут заточить отряд ппод определённую роль: ПВО или уничтожение техники. Главный минус этой пехоты — цена в 130 очков, но она себя полностью оправдывают.
В большинстве матчей я использую отряда «Диверсантов-наводчиков» и универсальный «Спецназ ГРУ», что позволяет нивелировать нехватку микро и макроконтроля. Однако альтернативные варианты не менее эффективны и в матчах можно увидеть все доступные вариации этих разведывательных пехотных юнитов.

Что же касается техники, то тут выбор ещё интереснее, но я остановлюсь именно на том, что активно использую:
- Korsar — дрон, обеспечивающий хорошую разведку над определённой областью в течение 10 минут. Вблизи линии фронта живёт до первого привлечения внимания. Поэтому используется для наблюдения за тылами и флангами, а из модификаций выбираются только «Датчики». В некоторых случаях его можно отправить за линию фронта для определения местоположения вражеской ПВО.
- UAZ Kozlik — безумная и бесстрашная троица на легендарном автомобиле. Способны носиться со скоростью 135 км/ч, что позволяет им быстро оказываться в ключевых точках. Однако защиты у них нет, поэтому необходимо очень аккуратно и тщательно выбирать маршруты. В основном используются для разведки флангов или попыток пробраться в тыл к противнику. Изредка применяются для захвата точек и имитации присутствия войск.
- T-90M Razvedchik обладает самыми высокими показателями скрытности и обзора среди всех наших танков, и при этом не уступает им по вооружению. Однако главный его минус — отсутствие КАЗов, что негативно сказывается на живучести. Поэтому его не стоит посылать в первую линию атаки и рекомендую использовать как поддержку вашего наступления или для засад на вражескую технику.
- BRDM-3 и PRP-5G можно использовать, но при моём стиле игры они не нашли постоянного применения. Тем не менее, они могут пригодиться для борьбы с диверсионными группами на флангах или для обеспечения разведки во время атаки.

Пехота
В реалиях Broken Arrow пехота очень редко действует как независимая боевая единица. А в рамках данной деки на пехоту в основном ложится выполнение узконаправленных задач и поддержка бронетанковых войск.
- Inzhenery-Shturmoviki — узкоспециализированный юнит для борьбы с вражеской пехотой и лёгкой техникой на дистанции до 400 метров. Их сильная сторона — высокий уровень бронирования, два реактивных гранатомёта RPG-7V2 и восемь автоматов АК-12. Вариант с дробовиками KS-K и светошумовыми гранатами делает их крайне эффективными в ближнем бою, особенно в зданиях и лесах. Однако реализовать потенциал этого юнита довольно сложно, так как требуется микроконтроль и хорошее понимание боя.
- SSO является самым универсальным пехотным отрядом в данной деке. У него отличные базовые показатели выживаемости и широкий набор вооружения для борьбы с вражеской пехотой и легкобронированной техникой. В модификации «Дальний бой» бойцы получают снайперскую винтовку SV-98, одну из самых метких в игре, и ПТУР Kornet-M, который применяется против пехоты и техники.
- SSO (Штурмовые) предназначены для захвата зданий и зачистки лесов. В их арсенале: пара реактивных гранатомётов Bur, светошумовые гранаты, ручные пулемёты RPK-16 PBS и шесть автоматов АК-15. Этот набор вооружения позволяет эффективно бороться с вражеской пехотой, но делает отряд уязвимым для дальнобойного оружия и бронетехники. Не вижу большого смысла в этой модификации если у вас есть Inzhenery-Shturmovik.
- Gvardii Motostrelki — не самая живучая пехота, но хорошо справляются в ближнем бою с вражеской бронетехникой благодаря четырём одноразовым гранатомётам RPG-28. Два пулемёта PKP и шесть автоматов АК-12 позволяют могут оказаться небольшое сопротивление большинству пехотных отрядов. Данный отряд особенно будет полезен в городских боях, где можно подловить вражескую технику на улицах и во дворах домов.
- PZRK Verba используется как самый дешёвый пехотный юнит для борьбы с вражескими вертолётами и низколетящими самолётами. Главный минус — наличие только одной пусковой установки. Поэтому их рекомендуется использовать либо парами, либо в связке с другим ПВО ближнего радиуса. Если есть запас очков, их можно заменить на Igla-S или Igla-N, что является распространённой альтернативой, которая может оказаться даже эффективнее. Я же выбрал Verba из-за техники, закреплённой за этим юнитом, но о ней поговорим позже.
- PTO Metis используется как юнит поддержки и сдерживания вражеской техники. Благодаря двум ПТУР-установкам он хорошо разряжает КАЗ и дымовые системы у вражеской бронетехники, нанося ей лёгкий урон. Семь автоматов АК-74М и пулемёт PKP позволяют отряду эффективно действовать против пехоты. Лучше всего подходят для контроля открытых пространств: шоссе, широкие улицы в городах, поля. Однако увлекаться ими не стоит: пробитие у ПТУРов посредственное, и против лобовой брони топовых танков они бесполезны.
- Главным минусом PTRK Kornet является одна пусковая установка, но дальность поражения цели и пробития практически в два раза больше чем у «Метиса». В моем случае я стараюсь использовать их только парой и для размещаю в высотках для контроля большой территории.
- AGS-40 Balkan может пригодиться для контроля ключевых точек и выкуривании пехоты из зданий и лесов.

- Motopekhota — самая дешевая пехота с низкой эффективностью. Проявить себя они могут только в превосходящем количестве, но как показывает практика это довольно неэффективно. В теории может быть полезна в условиях боев на ближней дистанции, так как ее RPG-7V эффективен на дистанции до 400 метров.
Бронетехника
Речь пойдёт о различных БМП, которые могут доставить нашу пехоту до места назначения и поддержать её в бою. Фактически у нас есть три машины, каждая из которых хорошо проявляет себя в определённых ситуациях:
- Bumerang — быстроходная колёсная машина, способная оперативно доставить пехоту на фронт и защитить её от стрелкового оружия. Базовая версия за 45 очков доставляет отряд из восьми человек и затем возвращается на базу, чтобы вернуть очки. А вот версия за 135 очков уже способна участвовать в бою и эффективно бороться с вражеской пехотой и техникой. Однако стоит быть осторожным: брони у неё всё ещё немного, а ПТУР не может стрелять в движении, хоть и наводится за 1–2 секунды. В качестве бонуса — четыре КАЗа и одна дымовая завеса.
- T-15 Barbaris построен на платформе танка «Армата», поэтому имеет одно из самых высоких бронирований в игре. Автоматическая 30-мм пушка эффективно уничтожает пехоту и легкобронированную технику, а четыре Kornet-M позволяют бороться с любой топовой бронетехникой. Это очень сильный юнит, который в умелых руках способен вести штурм практически в любых условиях. Отмечу, что я использую модификацию «Kinzhal» только на двух машинах, так как цена становится неподъёмной для БМП, а пробивать танки она при этом не может.
- B-15 Kurganets — не самая популярная БМП, в первую очередь предназначенная для борьбы с вражеской пехотой и бронетехникой. Для этого стоит использовать модификации «Комплекс активной защиты Afghanit» и «Боевой модуль Epokha». Эта машина не отличается высокой живучестью, но выделяется мощным боевым арсеналом. Поэтому её лучше применять в роли поддержки основных войск, которые могут принять на себя первые удары.

Танки
Танки представлены современными образцами, включая доступ к Т-14 «Армата». Однако из-за высокой стоимости этой техники к выбору следует подходить очень внимательно. Я же остановился на следующем наборе:
- BMPT Terminator — главный помощник в сражениях с вражеской пехотой и легкобронированной техникой. Обязательно стоит использовать модификации «Дополнительный комплект динамической защиты», повышающий выживаемость, и «2×AG-17», которые очень эффективны против пехоты на дистанции до 800 метров. Обратите внимание: у этой машины нет КАЗа, а возможности по борьбе с вражескими танками сильно ограничены.
- T-90 Arena способен эффективно бороться как с вражескими танками, так и с пехотой. Отличное орудие, хорошее бронирование, наличие КАЗа, дымовая завеса, два пулемёта и топовая защита делают «Арену» крайне ценным инструментом на поле боя. Однако стоит помнить, что это дорогой юнит, требующий контроля и поддержки.
- T-90 — базовый «девяностик», но в умелых руках он не менее полезен. У него нет КАЗа, орудие скромнее чем у «Арены», а броня заметно слабее. Однако он дешев и остаётся весьма опасным. В большинстве случаев я использую одну-две штуки их для поддержки «Арены». В случае применения модификации «T-90A обр. 2006», машина получает усиленное бронирование, орудие от «Арены» и заметный прирост живучести, но при этом цена возрастает на 60 очков.
- T-80UM-2 DROZD что-то среднее между T-90 и T-90 Arena. У него есть КАЗы, неплохое пробитие снарядами и повышенная скорострельность. Беру их в качестве огневой поддержки.
- 9P157 Khrizantema — засадная машина, что в случае необходимости может и атаку поддержать. На дистанции до 1700 метров двойной запуск ПТУР Khrizantema с пробитием 1100 мм уничтожает всё, что не успело скрыться за укрытием. Однако технике необходима внешняя разведка для засвета целей и некоторый микроконтроль.
- Т-14 Armata и я не использую из-за их высокой стоимости при схожих характеристиках с уже присутствующими в деке танками. Хотя у «Арматы» есть модификация «Sokol-V» позволяющая запускать противотанковые ракеты с атакой сверху — это очень эффективный снаряд, который наверняка многие игроки оценят в танковых дуэлях.

Поддержа
Одна из самых сильных сторон этой деки — это широкий набор интересных образцов техники на вкладке поддержки. Очень жаль, что взять всё с собой невозможно. Мой итоговый выбор таков:
- S-300V4 Anthey беру именно с двумя ракетами за их цену и дальность поражения целей. Всего за 150 очков мы получаем ПВО, способное сбивать с одного попадания большую часть вражеских самолётов на дистанции до 9000 метров. Это особенно полезно как в первые минуты матча, когда решается, за кем останется контроль неба, так и по ходу игры.
- S-300PM2 Favorit беру в базовой конфигурации, так как комбинирую их с «Антеями», но выставляю на 100–200 метров ближе к линии фронта.
- 9K332 Tor-M2 использую с модификацией «16х зенитных ракет», так как в этом случае мы получаем слишком много плюсов: захват до четырех воздушных целей, удвоение запаса ракет и увеличенную скорость полета этих ракет. Данный юнит хорошо показывает себя против вертолетов, но обратите внимание, что он не может похвастаться какой-либо броней и уязвим даже для стрелкового вооружения.

- 9K515 Tornado-S — наш главный помощник в контрбатарейной борьбе, уничтожении ПВО, складов и скоплений техники. Обязательно беру модификацию «Кассетные, корректируемые», чтобы повысить дальность и иметь возможность корректировать снаряды с помощью лазерного наведения. В теории можно брать и осколочно-фугасные, но в этом случае теряется эффективность против бронированной техники, зато страдает пехота и легкобронированная техника. В большинстве случаев на поле боя у меня одна единица этой техники.
- 2S35 Koalitsiya-SV на корректируемых осколочно-фугасных снарядах предназначена для борьбы с пехотой в зданиях и лесах, а также выполняет всё то же, что делает «Торнадо», но на меньшей дальности. Использовать строго в количестве 2–3 единиц, и не стоит забывать, что она может поставить дымовые завесы.
- Для доставки припасов и пехоты использую Ural-4320 из-за его дешевизны, но можно использовать Ural-5323, особенно если планируете возить много пехоты.
- Последний слот неоднократно менялся, но в итоге я остановился на 9K51 Grad с зажигательными снарядами. У этой техники нет аналогов и она представляет одну из самых серьёзных угроз для пехоты. Одной машины достаточно, чтобы сжигать пехоту на приличной площади и отрезать ей путь.

Вне деки осталось множество интересной техники и вам будет из чего выбирать, если вы решите отказаться например от «Града» или «Коалиции»: 2S19M2 Msta, Derivatsiya (или ее модификация Sosna), Osa-AKM1 (обязательно с модификацией) и многое другое.
Вертолеты и самолеты
Это самое слабое место этой деки. Во-первых, мы ограничены скромным запасом очков для этих юнитов, а во-вторых — ограничены выбором техники. Поэтому сфокусируемся на определённых ролях:
- MI-28N Ohotnik призывается для предотвращения вертолётных рашев на флангах и для защиты тылов. Для этого берём модификации: «10× S-13», «Радар» и «8× Igla-S». В деке их у меня две штуки, и зачастую до них дело не доходит, но если нужно они эффективно справляются со своей задачей.
- MI-24V изредка перевозит отряд пехоты на фланг и борется там с техникой. Используется модификация «4× Kokon + 2× Igla-N». В моём случае не используются другие модификации, так как это повышает цену, а для простой доставки отряда пехоты это непозволительная роскошь.
- Su-24MP используется только с модификацией «2× Kh-31» и превращается в самолёт, который будет кошмарить вражеское ПВО. Методика его применения проста и понятна: выпустить 2–3 ракеты, не приближаясь к линии фронта, и быстро вернуться на базу на форсаже. Особенно эффективно использовать его в кооперации с другими игроками, что позволяет перегрузить и уничтожить все радарные установки.
- Истребитель MiG-29SMT использую по прямому назначению — для перехвата вертолётов (две R-73) и самолётов (две R-77-1). Но чаще всего он выступает воздушным разведчиком, что помогает союзной ПВО находить цели и работать по ним. Особенно это важно при столкновении с американскими деками, в которых активно используются современные разведывательные дроны RQ-170 Sentinel и MQ-9 Reaper.

Итоговый вариант деки на момент написания статьи

Действия в бою
Дебют №1
Стартовый закуп и первые пару минут матча строятся на пехоте, бронетехнике и поддержке:
- Два универсальных отряда Spetsnaz GRU на топовых Bumerang. Это очень дорого, но позволяет без серьёзных опозданий добраться до вашего участка фронта. Благодаря широкому набору вооружения есть возможность противостоять пехоте, бронетехнике и вертолётам. Не забывайте контролировать «Бумеранги» как минимум до момента, когда они отстреляют все свои ПТУРы.
- Следом едет базовый Bumerang с двумя отрядами Diversanty. Обязательно отключите им возможность атаковать до момента обнаружения, так как они должны лишь выявлять противников. Старайтесь размещать их в высотках и на опушках леса, чтобы контролировать передвижение противника как на линии соприкосновения, так и на флангах. В 90% случаев «Бумеранг» продаётся для возврата очков.
- Выставляем первый «Антей» или «Фаворит» — это поможет вашей команде в контроле неба и отпугнёт желающих отбомбить ваши конвои. Если вы уверены, что проблем с вражескими самолётами не будет, можно взять 9K332 Tor-M2, чтобы избежать проблем с вражескими вертолётами.
- Оставшиеся 95 очков можно либо отложить до первого начисления, либо потратить на пару UAZ Kozlik, которые быстро займут ключевые позиции для нанесения урона приближающемуся противнику, захватят точки контроля или с первых минут попытаются пройти в тыл для диверсий.
- Первое начисление очков ресурсов мы тратим на два T-15 Barbaris с разнообразной пехотой: SSO, PTO Metis, PZRK Verba и Diversanty). Обратите внимание, что один «Барбарис» может быть с 57-миллиметровой пушкой, а второй — с 30-миллиметровой.
- Затем берём T-90M Arena и первый Ural-4320 с припасами, для починки и восполнения боезапаса своих «Барбарисов», «Арены» и пехоты.
Дальше действуете по ситуации на поле боя и в зависимости от вашего стиля игры.
Дебют №2
В данном закупе упор делается на бронетехнику и танки, но потребуется больше микроконтроля, так как потеря техники на этом этапе сильно скажется на начале матча:
- На базовом «Бумеранге» доставляются Diversanty и PZRK Verba.
- Два T-15 Barbaris-57 везут с собой по одному отряду Spetsnaz GRU и Inzhenery-Shturmoviki. Причём инженеров мы берём именно для штурма (с гранатами и дробовиками) и высаживаемся в дома, где только что засела вражеская пехота.
- Первое начисление очков ресурсов мы тратим на T-90M Arena и Ural-4320 с припасами, а также начинаем насыщать ПВО, танки и пехоту.
- При таком закупе противник постарается вызвать на вас авиацию с кассетными бомбами, поэтому не стоит задерживаться на одном месте.
Миттельшпиль
На мой взгляд, у этой деки огромное число возможностей для адапатации к разным условиями на поле боя и противодействии любым шагам противника:
- Слишком много самолётов: «Антеи» и «Фавориты» помогут очистить небо.
- Слишком много вертолётов: «Торы», «Охотники», «Вербы» и спецназ ГРУ.
- Сражения в городе: инженеры на «Барбарисах» и «Град» кошмарят пехоту, а танки T-90 Arena и T-90 при поддержке мотострелков, ГРУ и ССО уверенно справляются с недружественной бронетехникой.
- Необходимо законтролить открытую местность: «Корнеты», «Метисы», «Хризантемы» и три вида Т-90.
- У противника появилось много ПВО, артиллерии или он копит войска для атаки: «Торнадо» и «Коалиция» помогут решить эту проблему.
- Подозреваете, что готовится обход по флангу или прорыв: разведчики могут всё это выявить на ранних этапах.
- Срочно нужно перекинуть отряд пехоты на фланг: MI-24V не только это сделает, но и поможет в уничтожении пары единиц техники.
- Подозреваете игроков с американской специализацией «Силы специального назначения» в читах: запустите MiG-29SMT у себя в тылах и высветите их читерские RQ-170 Sentinel и MQ-9 Reaper, с которыми разберутся «Антеи» или «Фавориты».
- Оборона противника крепка, но нужно идти в атаку: «Коалиция» не только снесет подозрительные дома и лесопосадки, но и организует дымовую завесу, чтобы танки и «Барбарисы» с пехотой вклинились в оборону.
- В тыл проник десант: «Корсары» помогут их найти, а вертолеты и пехота на «Бумерангах» смогут оперативно исправить ситуацию.
- Увидели подозрительно пустое место в своей линии обороны — заткните его парой юнитов пехоты или БМП, чтобы исключить неприятные сюрпризы. В дальнейшем эту позицию можно использовать для проведения атаки и неприятно удивить уже соперника.
- Противник активно давит танками и бронетехникой: заманиваем его под гранатомёты, ПТРК и засадную технику. Не забываем микрить в первую очередь самыми ценными и полезными юнитами.
- Противник накопил пехоту и ведёт её в бой: у вас есть неплохое сочетание пехоты и техники, а «Грады» и вовсе могут поставить огненную стену.
- Не забываем постепенно выкупать юниты с учётом ситуации в матче для выстраивания линии фронта и эшелонированной обороны.
Эндшпиль
Чем больше юнитов у вас будет появляться на поле боя, тем сложнее будет за всем следить. Дам несколько советов, которые помогут облегчить управление:
- Назначьте на самые ценные и важные юниты горячие клавиши: «Коалиция» на 4, «Торнадо» на 5, ПВО на 3 и так далее.
- Проводите ротации юнитов для их починки и восполнения снарядов, КАЗов и дымов, чтобы они не оказались безоружными в разгаре битвы.
- Не забывайте подвозить припасы для ремонта и пополнения снарядов. Но помните, что не стоит делать один большой запас на 10 000 очков, который станет желанной целью противника. Лучше сделать три по 3 000, но для разных участков фронта, ПВО, артиллерии и вертолетов отдельно.
- Не концентрируйте много войск в одном месте, так как есть шанс, что это привлечёт повышенное внимание артиллерии и авиации противника.
- Бесполезные юниты возвращайте на базу, чтобы вернуть очки за них. Нет смысла в разряженном «Торнадо», который стоит в глубоком тылу: либо восполните запас и продолжайте бить по противнику, либо избавьтесь от него.
- Смиритесь с тем, что у вас будут уничтожаться юниты, но вы должны размениваться в плюс и держать ключевые точки в момент начисления очков победы. Это два ключевых требования для победы.
- Трезво оценивайте свою игру со всеми успехами и провалами как на микро, так и на макроуровне.
- Адаптируйте деку после каждого матча, чтобы она была вам удобна и понятна.
- Пробуйте разные комбинации специализаций и фракции, чтобы лучше изучить все виды войск.
- И помните — это всего лишь игра. Играйте с друзьями, чтобы веселее и интереснее проводить время в игре.

P.S. К сожалению времени на игры мало, и за месяц удалось сыграть всего 34 матча. Но вроде не тяну команду на дно, что уже можно считать успехом:

Против тебя с шансом 100% попадаются игроки которые полу АФК что-то там делают .