С новыми логотипом, веб-сайтом и стратегией генеральный директор Funcom Руи Касайс с уверенностью смотрит в будущее. Компания опубликовала отчёт для инвесторов за второй квартал 2017 года, в котором помимо рекордной прибыли сообщила о новом направлении.
В далёком 2011 году индустрия была совсем другим местом, а Funcom другой компанией. Норвежский разработчик тогда открыл офис в Монреале полтора года назад. У него уже были две MMO на рынке, Age of Conan и Anarchy Online, и он готовил к запуску ещё одну — The Secret World. AoC и TSW, в частности, были огромными проектами, требующими пять или более лет развития, с бюджетами в десяти миллионов долларов и сотнями людей в командах.
На своем пике в 2008 году Funcom насчитывала около 680 сотрудников, работающих по всему миру. Вице-президент Funcom по маркетингу Эрлинг Эллингсен описывает компанию в те дни как «бегемота», но с тех пор многое изменилось — как с точки зрения отрасли, так и для самой Funcom.
![Funcom: «Вы не сможете выживать в игровой индустрии 20 лет, не получив несколько шрамов»](/download/content/201709/image_59a8fcc79e1791.94903783.jpg?1562362400)
Теперь, с Conan Exiles и перезагруженной версией The Secret World на рынке, она готова нажать спусковой крючок ребрендинга компании, ознаменовав начало новой главы за свою 24-летнюю историю.
«Игроки видели один и тот же логотип за последнее десятилетие, и он представляет собой много разных вещей. Пришло время всё поменять, показать новый Funcom», — говорит Руй Касайс, который присоединился к компании как младший программист в 2004 году, и стал новым генеральным директором во время бурного 2015 года.
«Теперь мы меньше, мы более компактные, и мы больше ориентируемся на то, чтобы игры были качественными, хорошо приняты. Мы стали делать меньшие ставки, по сравнению с огромными в прошлом. Это были большие ставки, и большие ставки могли очень хорошо окупиться, но в то же время вообще не сработать и потопить корабль. Судно не утонуло, но мы напились много воды».
![Funcom: «Вы не сможете выживать в игровой индустрии 20 лет, не получив несколько шрамов»](/download/content/201709/image_59a8fcc8157392.21379610.jpg?1562362400)
Достаточно заметить, что вместо 680 человек сейчас насчитывается около 120 сотрудников. Действительно, трудность этого путешествия имеет важное значение для сообщения, которое Касайс и его команда хотят донести; Funcom имеет долгую историю, охватывающую платформу Sega Mega Drive, приключенческие игры, MMO и многое другое. Как отмечает Касайс: «вы не сможете выживать в игровой индустрии 20 лет, не получив несколько шрамов». И теперь Funcom движется вперед, как с триумфами, так и с неудачами прошлого, которые навсегда останутся в памяти.
«Для меня, и для нас в целом, очень важно смиренно признать, что да, мы проиграли много битв», — говорит Касайс, — «И выиграли немало, но нам нужно признать наши ошибки, наши слабости».
«Я инженер, я здесь уже 13 лет, и лично видел много драйва и много страсти, но и ошибки, которые продолжали повторяться. В какой-то момент вам нужно сказать: «достаточно, мы знаем, что делаем ошибки, поэтому давайте исправим их». Изменения, которыми мы занимались последние пару лет, является частью этого порыва. И наша новая стратегия призвана отразить это».
Возможно, самым важным аспектом будет переход на более мелкие проекты; игры с двухгодичными циклами разработки, а не пять или шесть лет, так что две студии Funcom (Осло в Норвегии и Дарем в Северной Каролине) смогут выпускать контент на рынок чаще. По словам Касайса, достижение этого и поддерживание неизменно высокого уровня качества потребовало фундаментальной переоценки процессов компании и студийной культуры.
«Игры Funcom всегда были необработанными алмазами, — говорит он, — «Фантастический потенциал, отличные идеи, инновационный геймплей и системы, но они не всегда шлифовались до крайнего блеска. Требуется время, чтобы это исправить».
![Funcom: «Вы не сможете выживать в игровой индустрии 20 лет, не получив несколько шрамов»](/download/content/201709/image_59a8fcc852a8a5.40347268.jpg?1562362400)
Процесс продолжается, и Касайс не пытается убедить всех, что Funcom уже достиг своей цели. Он упоминает технические проблемы, которые игроки Xbox-версии Conan Exiles испытывали несколько раз, каждый раз с заметным выражением разочарования в голосе. «Это то, к чему мы относимся очень серьезно», — говорит он, — «Мы хотим, чтобы у нас было больше игр и инноваций, но качество не может быть принесено в жертву».
Когда дело доходит до нового взгляда Funcom, Conan Exiles почти наверняка является самой важной частью краткосрочной стратегии. В начале года игра с элементами выживания стартовала в раннем доступе в Steam и достигла годового объема продаж единицы всего за 28 дней. Funcom вложит ещё до 10 миллионов в игру до её ожидаемого запуска в первом квартале 2018 года, а Koch Media выступит в качестве со-издателя для физического розничного выпуска.
Многие, когда впервые увидели новый логотип компании, были уверены, что кричащее лицо, покрытое белым флагом, принадлежит Конану. Касайс хихикает и вежливо отклоняет это понятие; лицо представляет Funcom в целом, а не Конана. Идея создания такого логотипа родилась задолго до того, как была выпущена Conan Exiles.
«Мы хотели выбрать правильное время для ребрендинга, и Conan действительно помог этому, конечно», — говорит он, а также стремится подчеркнуть сильную производительность перезагруженной версии The Secret World, — «Это превысило наши внутренние ожидания ... Мы видим много новых людей, которые приходят, чтобы попробовать. Сейчас игра выглядит более живой, по сравнению с прошлыми годами».
![Funcom: «Вы не сможете выживать в игровой индустрии 20 лет, не получив несколько шрамов»](/download/content/201709/image_59a8fcc88fe210.62165628.jpg?1562362400)
В настоящее время Funcom Осло работает над Conan Exiles, в то время как Северная Каролина выпустила в июле The Secret World Legends. По словам Касайса, обе студии «скоро» начнут разрабатывать новые проекты, и они могут варьироваться в размерах от такой игры, как Conan Exiles, до небольших проектов, которые компания будет использовать для «тестирования» новых идей, технологий, комбинаций команд, жанров и так далее.
Funcom доказала концепцию с The Park, побочным проектом The Secret World, который был выпущен в 2015 году. Это был первый случай, когда компания использовала Unreal Engine, первый проект, завершенный за шесть месяцев, первая однопользовательская игра для Steam и первая для нынешнего поколения консолей. «Мы опробовали все это с новым проектом, — говорит Касайс, — «Он окупился, это было выгодно, и мы взяли этот опыт и отправились делать Conan Exiles с гораздо большей уверенностью».
Маленькие игры Funcom будут предназначены только для ПК и консолей с бюджетом не более 500.000 долларов, в то время как большие тайтлы будут стоить от 5 до 15 миллионов долларов, «и не более 20$ млн». Успех Conan Exiles, и вдобавок The Secret World Legends, позволил компании снова начать расти, но дни с бюджетом в 50 миллионов долларов и 600 людьми в команде для Funcom, по всей вероятности, сочтены.
«Это навредило нам в прошлом», — говорит Касайс, — «У нас будет ядро квалифицированных разработчиков для работы над играми, вдобавок мы будем сотрудничать с внешними компаниями, чтобы обеспечить дополнительное производство, техническую поддержку и тому подобное.
«Вместо того, чтобы расти очень быстро, потому что у нас внезапно появился большой проект, мы постепенно взращиваем ядро и просим поддержки у других. Таким образом, всё намного более управляемо. Мы можем экспериментировать с идеями, и у нас нет таких взлётов и падений, которые могли бы сильно навредить».
![Funcom: «Вы не сможете выживать в игровой индустрии 20 лет, не получив несколько шрамов»](/download/content/201709/image_59a8fcc9ab1b92.58625708.jpg?1562362400)